Дети с нарушением слуха: причины классификация и профилактика

Дети с нарушениями слуха: профилактика, характеристика, классификация

Нарушение слуха представляет собой утрату способности выявлять все частоты или понимать звуки, имеющие низкую амплитуду.

Данные проблемы довольно часто наблюдаются у детей. При появлении подозрения на развитие тугоухости нужно сразу обратиться к отоларингологу.

Это существенно улучшит прогноз патологии.

Дети с нарушениями слуха

Проблемы со слухом могут иметь врожденный или приобретенный характер. При этом они бывают полными или частичными.

В первом случае речь идет о глухоте. Она провоцирует снижение интеллектуальных возможностей и отставание в умственном развитии.

К появлению тугоухости обычно приводят следующие факторы:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Нарушения во время беременности – инфекционные болезни, повышение давления, употребления алкоголя, курения, неконтролируемое применение лекарственных препаратов беременной женщиной.
  3. Родовые травмы и нарушения в развитии малыша. Причина тугоухости может крыться в преждевременных родах, дефиците веса, гипоксии.
  4. Заболевания уха или травматические повреждения, которые были перенесены после рождения. К ним относят инфекционные патологии, отиты, болезнь Меньера и т.д.
  5. Аденоиды. Аномальное увеличение миндалины часто провоцирует закупоривание слуховой трубы у детей, что приводит к ухудшению слуха. После удаления аденоидов слух обычно восстанавливается.
  6. Закупорка слухового отверстия серой или чужеродными предметами.
  7. Химиотерапия.
  8. Применение антибактериальных препаратов.

Врачи утверждают, что аномалии аудиальной системы оказывают значительное влияние на логопедическом развитии. Также они сказываются на физиологическом и психологическом формировании малыша. Потому так важно выявить проблемы на раннем этапе.

Классификация детей с нарушениями слуха

Характеристика

Потеря слуха лишает малыша информации и приводит к отставанию в умственном развитии. Данные проблемы напрямую сказываются на формировании речевого аппарата и производят опосредованное воздействие на мышление и память.

При создании адекватных условий данные нарушения подлежат коррекции. При нарушении слуха ключевую роль в познании играет зрение. Немаловажное значение имеют движения, тактильные и осязательные ощущения малыша.

Поскольку скорость речевого развития снижается, память ребенка тоже отличается определенными особенностями. Также данные процессы сказываются на абстрактном мышлении детей. Потеря слуха сопровождается такими нарушениями:

  • задержка развития моторики;
  • проблемы с физическим развитием;
  • нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
  • развитие сопутствующих патологий.

Тугоухость у детей дошкольного возраста обычно провоцирует появление следующих характеристик:

  • отставание психофизического развития на 1-3 года по сравнению со здоровыми детьми;
  • дефицит двигательной активности;
  • замедление темпа выполнения некоторых движений;
  • проблемы с координацией в пространстве;
  • сложности с переключением внимания;
  • чувствительность к изменению климатических условий;
  • зрительные образы как основа процесса запоминания.

У детей с таким диагнозом замедляется скорость усвоения информации и появляются сложности при общении с другими людьми. Это негативно сказывается на формировании их личности. Нередко такие малыши становятся агрессивными и замкнутыми.

https://www.youtube.com/watch?v=bFlb17VvG8E

Нарушения слуха у детей могут иметь разный характер. Врачи выделяют две обширные категории таких проблем – врожденные и приобретенные. Для каждой из категорий тугоухости характерны определенные особенности.

Приобретенные

Основной причиной таких нарушений являются осложнения гнойного отита. К подобным аномалиями приводят острые инфекции – грипп, корь, ангина. Также причина может крыться в скарлатине и других болезнях.

Уровень снижения фонематического слуха может иметь разные степени тяжести: легкую, среднюю, тяжелую. Однако сложные формы тугоухости обычно становятся следствием поражения звуковоспринимающего элемента.

Это обычно возникает при поражении внутреннего уха. К появлению подобных проблем могут приводить сложные инфекционные патологии – вирусный грипп, цереброспинальный менингит, паротит.

Врожденные

Такие нарушения слуха связаны с действием наследственных факторов. Известно, что у глухих людей намного чаще рождаются дети с тугоухостью. Помимо этого, причина может крыться в воздействии факторов, которые нарушают внутриутробное развитие ребенка. В эту категорию входит следующее:

  • инфекционные болезни женщины при беременности – паротит, грипп, краснуха и т.д.;
  • потребление алкогольных напитков и наркотиков;
  • прием ототоксичных препаратов – к ним относят канамицин, неомицин;
  • воздействие ионизирующего излучения.

Особенности развития

Дети, имеющие тугоухость, отстают от ровесников в развитии. Чтобы преодолеть подобные нарушения, обязательно нужно оказывать целостное воздействие на личность ребенка с таким диагнозом.

Поэтому обучение проводится в специализированных учебных заведениях. Именно там созданы такие условия, которые позволяют преодолеть нарушения развития, исправить процесс становления личности, восстановить нормальные психические характеристики.

Благодаря специальному обучению таких детей удается сформировать речь, память, мышление. В таких школах малышей учат чтению по губам. Благодаря особому процессу обучения удается научить ребенка разным формам речевой деятельности.

Ключевую роль во время обучения таких детей играют наглядные приемы – инсценировка, пантомима и т.д. Именно они позволяют создать представления на наглядно-образном, а впоследствии и на отвлеченном уровне.

Родителям очень важно с раннего возраста ребенка контролировать его поведение. Если полугодовалый малыш не реагирует на звуки, а к году не говорит гласные буквы, можно заподозрить нарушение слуха.

Как научить ребенка с нарушениями слуха слушать смотрите в нашем видео:

Реабилитация, профилактика

Реабилитационные мероприятия для детей с таким диагнозом начинают применять уже в 2-3 года. Восстановление малышей с тугоухостью проводят в специализированных садах и школах.

С помощью специальных занятий с применением слуховых аппаратов удается преодолеть последствия нарушений.

Благодаря ранней диагностике тугоухости удается проводить реабилитацию максимально успешно.

В домашних условиях восстановление проводится путем естественного общения с близкими людьми, имеющими нормальный слух.

От родителей требуется немало терпения, поскольку все слова нужно говорить максимально четко. Ребенок должен видеть движения языка и губ.

Чтобы предотвратить подобные проблемы, нужно заниматься профилактикой тугоухости. Она включает следующие рекомендации:

  1. Закаливание организма ребенка. Благодаря стимулирующему воздействию удается повысить устойчивость к инфекционным болезням.
  2. Рациональное питание. В меню малыша должно присутствовать достаточное количество витаминов, белковых компонентов, углеводов и жиров.
  3. Поддержание оптимальных показателей температуры и влажности.
  4. Специфическая профилактика инфекционных патологий и своевременное лечение недугов.

Чтобы обеспечить правильное развитие слуховой системы, нужно придерживаться гигиены слуха:

  • важно одевать ребенка по погоде – в холодное время года уши нужно надежно защищать от холода;
  • громкость звука должна быть не более 60-80 дБ;
  • ребенок должен дышать носом;
  • речь родителей и педагогов должна быть отчетливой и правильной.

Немаловажное значение имеет своевременное выявление воспалений носоглотки. Именно они часто провоцируют поражение органа слуха, что влечет развитие тугоухости. Если есть малейшие подозрения на нарушение слуха, нужно сразу обратиться к врачу.

Посмотрите популярное видео с рекомендациями специалистами на тему нарушений слуха у детей:

Нарушения слуха довольно часто встречаются у детей.

Они могут носить врожденный или приобретенный характер и негативно сказываются на интеллектуальном и физическом развитии.

Чтобы не допустить подобных проблем, первые же симптомы тугоухости должны стать поводом для немедленного обращения к отоларингологу.

Источник: http://gidmed.com/otorinolarintologija/zabolevanija-lor/bolezni-uha/tugouhost/deti-s-narusheniyami-sluha.html

Дети с нарушением слуха – образование и реабилитация

Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Различают врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушение слуха.

Врожденная или приобретенная глухота у детей приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития, резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей, поэтому детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать.

Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев. Согласно статистическим данным 1-2 ребенка из тысячи рождаются с глухотой или серьезными нарушениями слуха.

Причинами нарушения слуха у детей могут быть:

  • Врожденные нарушения, передающиеся генетическим путем;
  • Недостаточный вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг);
  • Заболевания внутреннего уха и слухового нерва;
  • Отклонения, возникающие до, во время или после родов;
  • Воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп);
  • Травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций;
  • Врожденные анатомические дефекты головы и шеи.

Ведущие врачи мира считают, что патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на анатомическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка.

Так как глухота не является видимым расстройством, определить ее можно лишь при помощи универсального неонатального скрининга – новейшей технологии широко применяемой на Западе. Без скрининга распознать, насколько плохо ребенок слышит, можно только когда ему исполнится 2-3 года.

В то же время известно, что самым важным для языкового и речевого развития является первый год жизни ребенка.

Если в этот период откорректировать его слух при помощи слухового аппарата, то велика вероятность того, что речевой аппарат у ребенка разовьется нормально.

Своевременная коррекция увеличивает шансы детей с нарушением слуха на нормальное физическое и психологическое развитие.

Характеристика детей с нарушением слуха

Частичная или полная глухота лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития.

Нарушение слуха напрямую влияет на развитие речевого аппарата ребенка и опосредованно на формирование мышления и памяти.

Так как поведенческие и личностные особенности детей с нарушением слуха не являются биологически обусловленными, то при создании надлежащих условий в наибольшей степени их можно откорректировать.

Ведущую роль в познании окружающего мира у детей с полной или частичной глухотой играет зрение, а также двигательные, осязательные и тактильно-вибрационные ощущения.

Рядом особенностей отличается память частично или полностью глухих детей, так как темп речевого развития у них замедлен, соответственно замедляется и их словесная память. Замедленное формирование речи в свою очередь влияет на абстрактное мышление детей с нарушением слуха.

По статистике потеря слуха у детей сопровождается:

  • В 80% случаев задержкой развития моторики;
  • В 62% случаев дисгармоничным физическим развитием;
  • В 43,6% дефектами опорно-двигательного аппарата;
  • В 70% случаев наблюдаются сопутствующие заболевания.

Основными характеристиками детей с нарушением слуха дошкольного возраста являются:

  • Отставание их психофизического развития в среднем на 1-3 года от слышащих сверстников;
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Нарушение координации движений и низкий уровень ориентации в пространстве;
  • Замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
  • Трудность в переключении внимания;
  • Весь процесс запоминания базируется на зрительных образах;
  • Чувствительность к смене климатических условий.

У ребенка с нарушением слуха замедляется процесс усвоения информации и возникает трудность в общении с окружающими людьми, что не может не отразиться на формировании его личности.

Трудность в налаживании контактов и своеобразие взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию таких негативных черт и особенностей детей с нарушением слуха, как агрессивность и замкнутость. Однако при своевременном оказании коррекционной помощи, любые отклонения в развитии личности могут быть преодолены.

Реабилитация детей с нарушением слуха

Меры, направленные на реабилитацию детей с нарушением слуха, следует начинать применять, как только ребенку исполнится 2-3 года.

Восстановлением слабослышащих детей занимаются в специализированных детских садах и школах, где при помощи речевых занятий с использованием слуховых аппаратов преодолеваются последствия дефекта.

Раннее выявление у ребенка нарушения слуха и применение реабилитационных мероприятий является залогом его успешного восстановления.

В домашних условиях реабилитация детей с нарушением слуха происходит посредством естественного речевого общения с родителями и людьми, имеющими нормальный слух и речь.

Эта составляющая восстановительного процесса требует от родителей слабослышащего ребенка большого труда и терпения, так как слова нужно произносить четко и медленно, движения губ и языка должны быть хорошо видны ребенку.

Образование детей с нарушением слуха

Слабослышащие и полностью глухие дети отстают от своих слышащих сверстников в развитии на несколько лет.

Для преодоления нарушений развития необходимо целостное и социальное по своей природе воздействие на личность, поэтому обучение детей с нарушением слуха должно осуществляться в специально организованных образовательно-воспитательных учреждениях.

В таких учреждениях созданы особые условия, позволяющие детям преодолеть последствия дефекта, исправить нарушенный ход становления личности, откорректировать или заново воссоздать наиболее важные психические свойства. Специальное обучение детей с нарушением слуха позволяет сформировать у них речь, понятийное мышление и словесную память.

В школах для слабослышащих детей учат чтению с губ, педагогический процесс направлен на восполнение пробелов развития, а применяемая система обучения языку позволяет овладеть разными видами и формами речевой деятельности.

Особую роль в процессе образования детей с нарушением слуха играют наглядно-действенные средства и приемы (пантомима, драматизация и инсценировка), потому как они помогают сформировать представления и понятия сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений.

Нарушение слуха у детей является наиболее распространенным дефектом.

Родители должны с самого раннего возраста малыша обращать внимание на его поведение: если ребенок в возрасте 6 месяцев слабо или вообще не реагирует на слуховые раздражители, а ближе к году не произносит гласных букв – велика вероятность нарушения слуха.

Диагностирование и выявление дефекта на раннем этапе позволяет своевременно его откорректировать при помощи слухового аппарат, что увеличивает шансы детей с частичной потерей слуха на ведение нормального образа жизни.

с по теме статьи:

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Знаете ли вы, что:

Наши почки способны очистить за одну минуту три литра крови.

Когда влюбленные целуются, каждый из них теряет 6,4 ккалорий в минуту, но при этом они обмениваются почти 300 видами различных бактерий.

Существуют очень любопытные медицинские синдромы, например, навязчивое заглатывание предметов. В желудке одной пациентки, страдающей от этой мании, было обнаружено 2500 инородных предметов.

Люди, которые привыкли регулярно завтракать, гораздо реже страдают ожирением.

Образованный человек меньше подвержен заболеваниям мозга. Интеллектуальная активность способствует образованию дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.

Ученые из Оксфордского университета провели ряд исследований, в ходе которых пришли к выводу, что вегетарианство может быть вредно для человеческого мозга, так как приводит к снижению его массы. Поэтому ученые рекомендуют не исключать полностью из своего рациона рыбу и мясо.

Самое редкое заболевание – болезнь Куру. Болеют ей только представители племени фор в Новой Гвинее. Больной умирает от смеха. Считается, что причиной возникновения болезни является поедание человеческого мозга.

Во время работы наш мозг затрачивает количество энергии, равное лампочке мощностью в 10 Ватт. Так что образ лампочки над головой в момент возникновения интересной мысли не так уж далек от истины.

В Великобритании есть закон, согласно которому хирург может отказаться делать пациенту операцию, если он курит или имеет избыточный вес. Человек должен отказаться от вредных привычек, и тогда, возможно, ему не потребуется оперативное вмешательство.

Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.

В течение жизни среднестатистический человек вырабатывает ни много ни мало два больших бассейна слюны.

Кроме людей, от простатита страдает всего одно живое существо на планете Земля – собаки. Вот уж действительно наши самые верные друзья.

По статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.

74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон становился донором крови около 1000 раз. У него редкая группа крови, антитела которой помогают выжить новорожденным с тяжелой формой анемии. Таким образом, австралиец спас около двух миллионов детей.

Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.

5 способов снизить холестерин в крови

Вред повышенного уровня «плохого» холестерина для организма очевиден. Уже доказано, что такое состояние приводит к атеросклерозу и, следовательно, повышает риск…

Источник: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6797-deti-s-narusheniem-sluha.php

Нарушение слуха у детей

Нарушение слуха у детей – это неспособность полноценно воспринимать звуки. Выявление проблемы должно насторожить родителей и стать немедленным поводом для посещения врача. Своевременная диагностика позволяет начать немедленное лечение.

Причины

Дети с нарушениями слуха либо рождаются, либо проблема является приобретенной впоследствии. Формы ее может быть две: полная и частичная.

В случае полной глухоты ребенок полностью лишается возможности слышать и воспринимать какие-то звуки.

А также нарушение слуха становится причиной в замедленном умственном развитии.

Причины тугоухости могут быть следующими:

  1. Заболевание передается по наследству от родственников или родителей.
  2. Во время беременности были нарушения. Женщина перенесла инфекционные заболевания, злоупотребляла вредными привычками, принимала какие-то лекарственные препараты и прочее.
  3. Дети с нарушениями слуха могут родиться из-за того, что при рождении были получены соответствующие травмы, либо нарушением в развитии речи. Относится сюда и дефицит веса, гипоксия, то есть недостаток кислорода.
  4. После появления на свет были перенесены заболевания, касающиеся органов слуха либо уши были травмированы.
  5. Причины нарушения слуха могут быть связаны с аденоидами. Миндалины увеличены, в результате слуховая труба закупоривается, происходит нарушение слуха. Для того чтобы решить проблемы достаточно удалить аденоиды, слух после этого будет полностью восстановлен.
  6. Нарушения слуха наблюдаются даже при наличии серной пробки, а также из-за присутствия инородных предметов.
  7. Перенесенная химиотерапия.
  8. Применение антибактериальных препаратов.

Роль слуха в развитии ребенка несомненно важна. Слабослышащий малыш отстает в развитии от сверстников, воспитывать его гораздо сложнее. Именно поэтому диагностика должна проводиться на ранней стадии развития заболевания.

Характеристика

Дети с нарушениями слуха отстают в развитии от своих сверстников. Проблема оказывает прямое воздействие на формирование речевого аппарата. Своевременная диагностика слуха у дошкольников позволяет предпринять соответствующие меры. Важное значение играют движения, тактильные контакты.

Особенности развития заметны сильно. Характеристика детей с нарушением слуха:

  1. Наблюдается задержка в развитии моторики.
  2. Неспособность полноценно развиваться физически.
  3. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
  4. В разговорной речи присутствуют нарушения.
  5. Внимание плохое, трудно сконцентрироваться на чем-то одном.
  6. Развиваются сопутствующие патологии.

Можно также отметить и психологические особенности детей с нарушением слуха, охарактеризовать это можно следующим образом:

  1. По сравнению с детьми, у которых нет проблем с психофизическим развитием, больной ребенок отстает на несколько лет.
  2. Ребенок мало двигается, активные игры не любит, а точнее не может в них играть.
  3. Подвижные игры воспринимаются с трудом, некоторые движения замедлены.
  4. В пространстве могут возникать проблемы с движениями, координация абсолютно не такая, как у здоровых сверстников.

Некоторые формы заболевания могут привести к тому, что ребенок вырастет с большим багажом комплексов.

Классификация патологий

Характер выраженности проблемы со слухом может быть разным у каждого. Как уже было сказано выше, формы развития заболевания может быть две – приобретенная и врожденная. Каждая из них отличается своими определенными особенностями.

Приобретенные

причина подобного нарушения – осложнения после перенесенного гнойного отита. Привести к таким аномалиям могут и инфекции в острой форме – ангина, грипп и прочее. Существует несколько уровней снижения остроты слуха: легкая форма, средняя и тяжелая.

Врожденные

Подобное нарушение является наследственным. У глухих людей в 80% случаях рождаются такие же малыши, то есть тоже с проблемами тугоухости. Помимо этого, это может быть связано и с другими факторами, которые нарушают развитие малыша еще в тот момент, когда он находится в утробе своей мамы.

В данную категорию входит следующее:

  1. Ионизирующее облучение.
  2. При беременности женщина употребляла наркотики, пила, курила, принимала некоторые лекарственные препараты.
  3. Беременная женщина перенесла какое-то заболевание: краснуха, паротит и прочее.

После пройденного обследования ставится диагноз, после чего подбирается метод лечения.

Особенности развития

Психическое развитие детей с тугоухостью отстает от сверстников. Для того чтобы справиться с таким нарушением необходимо правильно воздействовать на его личность и дать ему соответствующее образование.

Обучение при нарушении слуха проходит в соответствующем специализированном месте. Там есть все условия для того, чтобы малыш мог полноценно развиваться, его личность будет формироваться, психические характеристики также будут восстановлены.

Логопедическая работа позволяет правильно сформировать речь, улучшить память. Дети учатся читать по губам своего преподавателя. Они могут воспринимать разную форму речевой деятельности.

Особенности психического развития малыша с нарушением слуха должны контролировать прежде всего сами родители. Важно заниматься с ребенком, проверять как он реагирует на звуки.

Рекомендации родителям

Средств борьбы с заболеванием конечно не много. Родители должны окружить ребенка заботой и любовью как никогда. К основным мероприятиям относится следующее:

  1. Воздержитесь от молчания, необходимо постоянно заботиться о ребенке, не делать его особенным, то есть относиться точно также как и к другому малышу.
  2. Развиваться малыш должен точно так же как обычные дети.
  3. Компенсировать потерю слуха можно с помощью слухового аппарата.
  4. Приучать подростков к слуховому аппарату не просто, никакого насилия быть не должно, поощряйте, больше играйте.
  5. Особенности речевого развития следует обсудить с врачом.
  6. Игровая деятельность при нарушении слуха тоже особенная. Дома должно быть много резиновых игрушек, пищалок.
  7. Никогда не появляйтесь перед ребенком внезапно, это может напугать его.

Любая сфера деятельности детей с нарушением слуха должна обсуждаться с врачом.

Верботональная система обучения

Методы обучения могут быть разными. Коммуникативной деятельности отводится наибольшее значение. Ведь как уже было сказано выше проблемы со слухом оказывают прямое воздействие на развитие личности.

Верботональный метод реабилитации детей с нарушениями слуха – это старый метод решения проблемы, впервые он был внедрен в 1950 году.

Методика включает в себя не только полный комплекс диагностических мер, но и коррекцию проблем, связанных с нарушением голоса, а также особенности эмоциональной сферы детей с нарушением слуха. Для того чтобы добиться положительного результата в лечении к проблеме нужно подходить комплексно.

Реабилитация детей с нарушением слуха с помощью верботональной системы проходит следующим образом:

  1. Прохождение полного диагностического обследования, проводят его медицинские работники и педагоги. Это позволяет скорректировать дальнейший план действий.
  2. Разрабатываются игры для детей с нарушением слуха, специальные занятия, ребенок откроет в себе голоса, звуки, а также способность имитировать.
  3. Проводятся беседы с родителями.

Существует несколько методов верботонального развития:

  1. Фонетическая ритмика – малыш выполняет специальные упражнения по движению тела, учится правильно дышать.
  2. Занятия, на которых включается музыка – в формировании речи имеет большое значение.

С помощью специальных занятий преподаватели могут развить моторику, учат ребенка владеть своим телом, а также чувствовать его. Таким образом, он сможет ориентироваться в пространстве. Делаются прыжки, кувырки, раскачивания и прочие упражнения.

Профилактика

Специфику профилактических действий определяет врач. Реабилитационный период должен начинаться уже в два года. Для восстановления ребенка отдают в специализированные детские сады и школы.

Профилактические действия включают в себя следующее:

  1. Организм нужно закаливать. С помощью стимулирующего действия сопротивляемость организма к различным инфекциям и прочим заболеваниям будет повышена.
  2. Питание должно быть правильным. Меню должно быть богато полезными продуктами насыщенных витаминами, минералами, жирами и углеводами.
  3. Поддерживайте влажность в помещении и температуру.
  4. Любые заболевания, будь то простой насморк или что-то серьезное, нужно лечить своевременно.

Это простые правила, но именно они могут защитить ребенка.

Для того чтобы слуховая система развивалась правильно нужно соблюдать гигиену слуха, сюда относятся следующие мероприятия:

  1. В любое время года одевайте ребенка соответственно погоде. Что касается осени и зимы, то уши его должны быть постоянно в тепле, чтобы не допустить их переохлаждения.
  2. Не допускайте того, чтобы ребенок находился в местах где громкость звука более 80 дБ.
  3. Малыш должен дышать только носом, если возникает насморк его необходимо быстро устранять.
  4. И родители, и окружающие люди, с которыми контактирует ребенок, должны говорить четко и правильно.

Воспалительные процессы носоглотки важно выявлять своевременно.

Именно это часто становится причиной появления проблем с ушами, что в результате приводит к тому, что развивается заболевание под названием тугоухость.

Если у родителей возникают хоть небольшие сомнения по поводу того, что ребенок слышит не полноценно, необходимо показывать его доктору.

Как показывает статистика, детей намного чаще беспокоят проблемы со слухом нежели, взрослых людей. Они могут быть не только врождёнными, но и приобретенными, в любом случае это негативным образом сказывается на интеллектуальном и физическом развитии.

Для того чтобы этого не допустить, нужно не пренебрегать визитами к врачу и не только при наличии подозрительных симптомов, но и просто в качестве профилактики.

Источник: https://lorgid.ru/ear/deti/deti-s-narusheniem-sluha

Классификация детей с нарушениями слуха

В данной статье пойдет речь о классификации детей с нарушением слуха, методики их обследования (различия по состоянию слуха, определение степеней тугоухости и группы глухоты), а также в чем отличие нарушение слуха у ребенка от взрослого человека.

У детей с нарушением слуха имеющие стойкое двустороннее нарушение, обычное речевое общение с окружающими затруднено или без слухового аппарата невозможно.

В соответствии со статистикой Всемирной Организации Здравоохранения по индустриально развитым странам, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.

В России создана единая система раннего выявления нарушений слуха, начиная с периода новорожденности.

К настоящему времени созданы медицинские и педагогические методики выявления нарушений слуха у детей младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста и взрослых (Г.А. Таварткиладзе, М.Я. Козлов, Ф.Ф. Pay, И.Г. Багрова, Э.И. Леонгард, А.Л. Левин, Е.П. Кузьмичева, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.)

Данные педагогического обследования дополняют результаты медицинской диагностики нарушений слуха. Результаты аудиологического и педагогического обследования сопоставляются между собой, и только при условии их соответствия можно быть уверенным, что состояние слуха оценено правильно.

Методики обследования слуха у детей

Педагогические методики обследования слуха у детей первого года жизни основываются на регистрации безусловных ориентировочных реакций на различные звуки: музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой (погремушка, дудка, гармошка, свисток, барабан), голос (в зависимости от состояния слуха — разговорной или повышенной громкости), шепот (если отмечаются реакции на голос разговорной громкости на расстоянии более 1 м). Данные реакции проявляются в замирании (двигательном торможении) или, наоборот, активизации движений, повороте головы или глаз в сторону звука, в плаче, прекращении или активизации сосания и др. У детей старше 1,5 лет при обследовании слуха выявляется наличие условной двигательной реакции на различные неречевые и речевые стимулы, расстояние, на котором дети уверенно реагируют на данные стимулы определенным действием (умеют ждать начала сигнала и действуют точно на начало сигнала). В качестве звуковых стимулов используются музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой, слогосочетания и слова, произносимые голосом разговорной или повышенной громкости, шепотом. Кроме этого выявляются возможности ребенка воспринимать на слух знакомые слова с разной частотной характеристикой (используются специальные списки слов), расстояние, на котором ребенок точно повторяет предъявленные речевые стимулы. В обследование включается также выявление у ребенка возможности различать на слух знакомые слова в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания.

Различия по состоянию слуха

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи.

Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. При тугоухости у ребенка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью.

Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота — глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельного овладения; речью детьми (спонтанное формирование речи) не происходит.

Внутри каждой из этих групп отмечается различное понижение слуха. В аудиологии разработан ряд классификаций детей с нарушениями слуха, в основу которых положены различные факторы.

В сурдопедагогике в нашей стране широко пользуются классификацией Л.В. Неймана (1961). В ней учитываются степень поражения слуховой функции и возможности восприятия речи на слух.

Определение степеней тугоухости

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии.

В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

  • 1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;
  • 2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
  • 3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.

Затруднения в овладении речью могут возникать у ребенка уже при снижении слуха на 15—20 дБ. Это состояние Л.В. Нейман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между глухотой и тугоухостью, по классификации Л.В. Неймана, находится на уровне 85 дБ.

При 1-й степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 метров, шепот около уха.

При 2-й степени тугоухости снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 метров, шепот не воспринимается.

При 3-й степени тугоухости потере слуха свыше 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха.

Группы глухоты

Возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот. В зависимости от диапазона воспринимаемых частот выделены четыре группы глухих:

  • 1-я группа — дети, воспринимающие звуки до 250 Гц;
  • 2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;
  • 3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;
  • 4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот до 2000 Гц и выше.

В настоящее время при оценке состояния слуха детей широко используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с Международной классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500,1000 и 2000 Гц.

  • 1-я степень тугоухости — снижение слуха составляет 25—40 дБ;
  • 2-я степень — 40—55 дБ;
  • 3-я степень — 55—70 дБ;
  • 4-я степень — 70—90 дБ.

Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Нарушение слуха у ребенка

Нарушение слуха у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых.

У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам устного общения.

Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психического развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи.

https://www.youtube.com/watch?v=Z91Z4Jd8e54

Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой — нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи.

Слуховое восприятие имеет решающее значение для формирования речи: невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка.

Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: понимание читаемого, передача собственных мыслей на письме.

В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна и по уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов: степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового дефекта, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не развивается без специального обучения.

Педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития: чем раньше выявлено снижение слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, личностном развитии. Для успешного развития ребенка со сниженным слухом важное значение имеет раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение обще развивающих и коррекционных занятий. На процесс речевого развития детей с нарушениями слуха влияют дополнительные нарушения (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.), которые значительно затрудняют процесс формирования речи и развития личности в целом.

Глухие и слабослышащие

Ориентируясь на указанные принципиальные положения педагогической типологии, P.M. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения). В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории.

Первая категория — дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до 2 лет), — это ранооглохшие дети.

Вторая категория — дети, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, при этом уровень развития речи может быть различен — это позднооглохшие дети.

К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени.

С учетом состояния речи выделены две категории слабослышащих детей: слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи), и слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

На основании выделения различных групп детей с нарушениями речи P.M. Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования.

В соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы школ: специальная школа для, глухих детей и специальная школа для слабослышащих и позднооглохших детей с двумя отделениями: первое; — для детей, владеющих развернутой речью; второе — для детей с глубоким недоразвитием речи.

Вывод.

Дети с нарушениями слуха представляют собой неоднородную группу, характеризующуюся разной степенью и характером нарушений слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии в качестве первичных, а также педагогическими условиями, в которых находился ребенок после потери слуха.

Источник: https://stznaniy.ru/razvitie-rechi-u-slaboslyshashchikh-detej/124-klassifikatsiya-detej-s-narusheniyami-slukha.html

QLor.ru
Добавить комментарий