Гигиена органа слуха – правила

Принципы гигиены ушей

Гигиена органа слуха - правила

Слух – важнейшая составляющая человеческого восприятия, но почему-то гигиена слуха остается неактуальным вопросом при воспитании детей и подростков.

Специалисты предупреждают, мыть уши нужно ежедневно, необходимо прировнять процедуру к умыванию. Только в этом случае вероятность возникновения различных заболеваний и воспалительных процессов будет сведена к минимуму.

Поскольку уши имеют очень сложное строение, а сама барабанная перепонка довольно уязвима, гигиена уха должна проводиться аккуратно, с соблюдением рекомендаций медиков.

Особенности проведения гигиены

Правила безопасности по чистке ушей

Если чистка ушей проводиться при помощи обычных ватных палочек, то проводить процедуру нужно крайне осторожно.

Если просунуть ватную палочку слишком глубоко и устранить с поверхности всю серу, вещество начнет вырабатываться в чрезмерном количестве, ситуация приведет к формированию серной пробки.

Подобный метод очищения опасен еще и тем, что при нем увеличиться вероятность проникновения патогенных микробов и пыли в ушной канал.

Нельзя допускать, чтобы серная масса скапливалась в слуховом проходе в излишнем количестве, ее избыток спровоцирует:

  • образование пробки;
  • ухудшения слуха.

Оптимальный вариант – если гигиена уха будет проводиться раз в неделю.

Если жидкость не до конца вышла будут осложнение на уши в виде заложенности

Нельзя допускать, чтобы в ушной проход попадала вода. Если жидкость не выйдет, человек столкнется с заложенностью и ухудшением слуха. Иногда попадание внутрь воды провоцирует появление болезненных ощущений, справиться с которыми больные могут только при помощи анальгетиков.

Если вода попала в слуховую трубу, нужно лечь на спину и медленно наклонить голову в сторону, больным ухом вниз. Жидкость самостоятельно вытекает наружу, но если этого не произошло, требуется обратиться за помощью к медику.

Правила гигиены ушей у детей

Чистка ушей при помощи ватных палочек

Ушки у детей, как и у взрослых, имеют функцию самостоятельной очистки, поэтому часть излишней серы продвигается по ушному каналу во время пережевывания пищи и при глотании.

Но детям нужно проводить гигиену слуха, она должна начинаться с удаления серы, находящейся в наружном ухе. Специалисты предупреждают, очищать слуховой проход лучше не при помощи ватных палочек, а специальными марлевыми тампонами. Их можно приобрести в любой аптеке или сделать дома.

В качестве основного материала рекомендуется выбрать марлю, а не ватку, поскольку она не будет оставлять ворсинки.

Получившийся тампон нужно хорошенько скрутить и смочить в 3% перекиси водорода, потом аккуратно обработать ушную раковину.

Чтобы поддерживать условия гигиены слуха на должном уровне, проводить такую чистку рекомендуется раз в неделю.

Поскольку перекись водорода является активным веществом, при неграмотном использовании она провоцирует ожог. Чтобы избежать травмирование мягких тканей у малыша, обрабатывать ватным тампоном нужно только наружное ухо, не стоит задевать каналы.

Если человек соблюдает гигиену ушей, но появилось подозрение на формирование серной пробки, не стоит пытаться извлечь ее самостоятельно. Неграмотные действия могут привести к травме барабанной перепонки и возникновению сильных болей.

Профилактика патологий органов слуха

Проникновение слизи в слуховую трубку при длительном заболевании насморком

Специалиста уверяют, гигиена слуха, как и частота ЛОР-заболеваний во многом зависит от того, насколько правильно функционирует дыхательная система.

Если человек постоянно страдает от насморка или заложенности, при чрезмерном скоплении слизи она способна проникнуть в слуховую трубку.

Такая ситуация вызывает дисбаланс наружного и внутреннего давления в ухе.

Из-за подобных нарушений у человека часто возникает ощущение заложенности, дискомфорт не проходит длительное время.

Простудные и инфекционные заболевания опасны, они могут спровоцировать серьезные осложнения.

Вирусная инфекция со слизистых оболочек носоглотки осложняет работу органов слуха, такая ситуация становится причиной возникновения серьезных патологий.

Чтобы предотвратить развитие заболевания, при заложенности не следует сморкаться слишком интенсивно, а тем более делать это одновременно двумя ноздрями.

Чтобы избежать распространения инфекции, сморкаться нужно каждой ноздрей поочередно.

При подозрении на корь, ангину или грипп, требуется срочно посетить врача. Как показывает практика, эти заболевания в 50% случаев дают осложнения на органы слуха, и функционирование сложно поддается восстановлению.

Если же инфекция перейдет в среднее ухо, воспалительный процесс усилится, его необходимо лечить с помощью приема мощных антибиотиков. Иногда заболевание приводит к необходимости ложиться в стационар, где медики смогут наблюдать пациента круглосуточно.

Если вовремя не вылечить насморк могут пойти осложнение на уши

Факторы, негативно влияющие на органы слуха

Негативно на состоянии органов слуха сказываются такие факторы:

Производственный шум плохо влияет на органы слуха

  • производственный шум;
  • громкое прослушивание музыки, телепередач;
  • сильное переохлаждение.

Если человек работает в помещении, где постоянно воспроизводится сильный шум, через несколько лет органы слуха ослабнут, нельзя исключать вероятность развития глухоты.

Специалисты советуют при такой работе пользоваться специальными звукопоглощающими средствами защиты, они могу быть как общими, так и индивидуальными.

Если после рабочего дня человек страдает от головной боли и испытывает общую слабость, требуется немедленно проконсультироваться с медиком, поскольку такое состояние свидетельствует о развитии серьезных заболеваний.

Громкое прослушивание музыки сильно влияет на органы слуха

Громкое прослушивание музыки особенно касается наушников. Если человек ежедневно на протяжении нескольких часов громко слушает плеер, вероятность развития проблем со слухом увеличивается до 80%.

В морозное время нельзя ходить по улице без шапки, медики советуют надевать головной убор при температуре менее 5 градусов.

Очищать уши люди могут разными способами, но не стоит усердствовать. Если соблюдать элементарные правила гигиены и профилактические меры, слух не ухудшится до самой старости.

по теме: Как правильно чистить уши

Источник: https://GorloNosik.ru/uho/sluh/printsipy-gigieny-ushej.html

Гигиена органов слуха: какие правила необходимо соблюдать?

Важно! Если часто вас беспокоят отиты, запишите рецепт эффективного средства от ушных заболеваний …

 Читать подробности >>>

В основном люди делятся на тех, кто вообще ушей не чистит, и тех, которые любят ковыряться в них.

Второе гораздо опаснее, потому что острые инородные предметы могут повредить барабанную перепонку.

Природой сделано так, что нет необходимости прилагать усилия, чтобы содержать в чистоте слуховые проходы. Эпителиальные клетки со временем отмирают и отторгаются наружу при движении челюсти.

Образующаяся сера имеет кислую реакцию, за счет этого подавляется рост вредных микроорганизмов. Ее вырабатывают специальные железы в количестве до 20 мг за 30 дней.

Факторы риска образования серных пробок:

  1. Наушники.
  2. Использование слуховых аппаратов.
  3. Детский возраст. У маленьких детей слуховой проход устроен так, что там может накапливаться сера. К тому же, возможность возникновения отитов тоже высокая.
  4. Старческий возраст. С годами падает не только способность организма противостоять различным заболеваниям, но и способность к адекватному самоочищению ушей от грязи. Во многом этому содействуют длинные волоски, которые легко заметить снаружи.
  5. Занятие плаванием или купание в водоеме.

Чистка для взрослых и детей

Ватные палочки созданы не для того, чтобы активно чистить слуховой проход. Ими вполне реально перфорировать барабанную перепонку, ранить нежную кожу, занести болезнетворные бактерии и утрамбовать серу. Палочки могут быть причиной образования серных пробок.

Серная пробка долгое время может не мешать. Часто жалобы появляются после того, как в ухо попала вода, из-за чего пробка увеличивается в размерах.

В этом случае начинает беспокоить чувство заложенности, ощущение нахождения в ухе инородного предмета, искажается слышимость собственного голоса.

Возможно головокружение, тошнота и боли в голове, если будет задета барабанная перепонка.

Для здорового человека обычно достаточно простой водой мыть видимую часть ушей и слухового прохода. Лицам, имеющим склонность к серным пробкам, необходимо посещать кабинет ЛОР — врача раз в 6 месяцев.

к оглавлению ↑

Очищение слухового прохода в домашних условиях

Важно! От способов очищения от пробок, наподобие нагревания уха с помощью открытого огня, лучше отказаться. Использование ушных свечей бесполезно и опасно. При манипуляциях с ушами нужно соблюдать осторожность. Есть риск получить ожоги и закупорить воском ухо.

Нельзя чистить слуховой проход дома, если:

  • наблюдается высокая температура тела;
  • долго и сильно болит в ухе;
  • сильно болит голова;
  • есть тошнота или была рвота;
  • из ушей вытекает желто — зеленоватое отделяемое.

Очень распространен способ, при котором по 3 раза в сутки 3 дня подряд необходимо капать в ухо 3% перекись водорода комнатной температуры. При этом возможно временное снижение слуха.

С помощью капельницы вводят раствор в ухо, и наклоняют голову в противоположную сторону. Когда перестанет шипеть и пузыриться, с помощью наклона головы сливают жидкость.

В аптеках и магазинах можно купить специальные средства для ушей. Какие препараты подходят, можно поинтересоваться у фармацевта — провизора или врача.

Ушные средства обычно продаются в форме капель.

Общие правила использования: сначала флакон следует держать в руке пару минут, а при закапывании надо лечь на противоположный бок и оттянуть мочку в нижнезаднем направлении.

Наиболее популярные ушные средства:

  1. Ремо – Вакс. Вливают по 20 капель в каждое отверстие на 10 минут. Процедуру надо повторять каждые 2 недели. Может применяться беременными женщинами. Вскрытие упаковки не снижает срока годности.
  2. А-церумен. Имеет желтоватый цвет, пенится. Используют весь флакон на 2 уха, затем ополаскивают физиологическим раствором. Для удаления пробки капают 2 раза в сутки в течение 4 дней. В целях профилактики применяют около 2 раз за 7 дней.
  3. Аква Марис Ото. Не противопоказан беременным и кормящим женщинам. Содержит натуральную морскую воду. С наклоненной головой вводят наконечник в ухо, и сдавливают флакон в течение 1 секунды. Рекомендуется пользоваться Аква Марисом ото каждые 2-3 дня. Выпускается в баллоне со специальным наконечником. Объем 100 мл.

Гигиена органов слуха будет примерно одинаково хорошо поддерживаться любыми видами ушных капель. На выбор могут повлиять цена или индивидуальные предпочтения.

к оглавлению ↑

Извлечение серной пробки в кабинете врача

Растворенный в воде Фурацилин, подогретый до 37 градусов по Цельсию, с помощью шприца Жане вводят в ухо. Нельзя делать вливание холодной жидкостью, иначе невозможно избежать неприятных ощущений.

Возможно извлечение серной пробки без использования жидкостей. Для этого необходимо использование специальных инструментов для ушей или крючковатых зондов.

После извлечения пробки, в слуховом проходе оставляют на пару часов тампон с раствором борной кислоты. Оториноларингологи (ЛОР — врачи) рекомендуют чистить уши не чаще одного раза в пару месяцев.

к оглавлению ↑

Чистка органов слуха у детей

Дети младшего возраста склонны к загрязнению слухового прохода, потому что он у них сужен по сравнению со взрослыми людьми.

Правила ухода за ушами у детей:

  • для чистки ушных раковин нужно использовать чистые салфетки или мягкое полотенце;
  • при закапывании мочку уха у младенцев до года следует оттягивать в верхнезаднем направлении;
  • во избежание травм, использовать нужно ватные палочки с ограничителем;
  • если обнаружилась сухость, то надо использовать вазелин или специальный крем.

Для детей младшего возраста безопасно применение Ремо – Вакса, А-церумен используют с 30 месяцев. Аква Марис ото рекомендуется с 4 лет.

к оглавлению ↑

Гигиена уха для лиц, пользующихся слуховыми аппаратами и наушниками

У человека, который постоянно держит в ушах посторонние предметы, выработка серы происходит усиленно. Инородное тело утрамбовывает и уплотняет серу, что препятствует ее естественной функции и удалению.

Отзыв нашей читательницы – Ирины Коротковой

Недавно я прочитала статью, в которой рассказывается о  натурального средства Immunity. При помощи данного препарата можно избавились от ОТИТА за 1 курс применения, не травя свой организм антибиотиками.

Я не привыкла доверять всякой информации, но решила проверить и заказала одну упаковку. Улучшения я заметила уже после первого применения.

После нескольких дней лечения прошли острая боль в ухе и залоеженность, температура спала. Стала лучше спать, пропал шум в голове.

Попробуйте и вы, а если кому интересно, то ниже ссылка на статью.

Читать статью –>

Слуховой аппарат следует содержать в чистоте, использовать специальные высушивающие таблетки. Нельзя ждать, пока вкладыш из резины затвердеет, надо менять их раньше. Ушными каплями можно пользоваться каждый день (например, Аква Марисом Ото).

Надевать слуховой аппарат рекомендуется только после того, как уши полностью высохли. Также возможно применение фильтров для серы. Не игнорируйте правила в инструкциях к аппарату.

Использование наушников влияет не только на образование серы, но и может снижать слух. Особенно это касается тех, кто слушает громкую музыку. Некоторые люди одалживают свои наушники посторонним, тем самым рискуют инфицироваться самим или заразить другого различными микроорганизмами.

Не следует менять расположение вкладышей слева направо, потому что при заболевании ушей можно распространить процесс на другую сторону.

Периодическое или постоянное использование наушников является показанием к использованию препаратов для гигиены ушей. Наушники каждый день надо вытирать чистой тряпочкой.

Гигиена органов слуха является вкладом в профилактику тугоухости. Следует помнить, что если нет жалоб, то чрезмерная чистота может оказаться вредной.

Источник: http://OLore.ru/uxo/gigiena-ushej-cheloveka.html

Гигиена органа слуха

Гигиена органа слуха

Один из навыков личной гигиены — следить за опрятностью своего лица, в частности ушей — также должен прививаться ребенку по возможности раньше. Мыть уши, следить за чистотой их, удалять выделения, если таковые имеются.

У ребенка с гноетечением из уха, даже, казалось бы, самым незначительным, нередко развивается воспаление наружного слухового прохода.

Об экземе, причинами которой нередко являются гнойный средний отит, а также механические, термические и химические повреждения, вызванные в процессе очищения слухового прохода.

Самое главное при этом — соблюдение гигиены уха: нужно очищать его от гноя, осушать в случае закапывания капель при среднем гнойном отите, смазывать слуховой проход вазелиновым маслом, трещины — настойкой йода.

Обычно врачи назначают сухое тепло, синий свет. Профилактика заболевания в основном заключается в гигиеническом содержании уха при гнойном среднем отите.

Чистить уши нужно 1 раз в неделю. Предварительно закапать в каждое ухо на 5 минут перекись водорода 3% раствор.

Серные массы размягчаются и превращаются в пену, их легко удалить.

При “сухой” чистке велика опасность протолкнуть часть серных масс в глубь наружного слухового прохода, к барабанной перепонке (так формируется серная пробка).

Прокалывать мочку уха нужно только в косметических кабинетах, чтобы не вызвать инфицирования ушной раковины и ее воспаления.

Систематическое пребывание в шумной обстановке или кратковременное, но весьма интенсивное воздействие звука может привести к тугоухости. Оберегайте уши от слишком громких звуков.

Ученые выяснили, что продолжительное воздействие громкого шума вредит слуху.

Сильные, резкие звуки ведут к разрыву барабанной перепонки, а постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.

В заключение необходимо подчеркнуть, что гигиеническое воспитание малыша в детском саду и дома, конечно же, тесно связано с другими видами воспитания — умственным, трудовым, эстетическим, нравственным, т. е. с воспитанием личности.

Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша.

Выявить отклонение от нормы в работе слухового анализатора детей вашей группы

Методика педагогического обследования слуха детей дошкольного возраста зависит от того, владеет ли ребенок речью или нет.

Для обследования слуха говорящих детей подбирается доступный им тестовый материал. Он должен состоять из хорошо знакомых ребенку слов, отвечающих определенным акустическим параметрам.

Так, для русскоязычных детей целесообразно использовать слова, отобранные Л. В. Нейманом (1954) для обследования слуха детей шепотом и включающие равное количество высокочастотных и низкочастотных слов.

Все слова (всего 30) хорошо знакомы детям дошкольного возраста.

Для детей дошкольного возраста из этих 30 слов нами были отобраны по 10 слов низкочастотных (Вова, дом, море, окно, дым, волк, ухо, мыло, рыба, город) и 10 высокочастотных (зайчик, часы, Саша, чай, шишка, щи, чашка, птичка, чайка, спичка), хорошо знакомых всем детям старше 3-х лет.

Уже упоминалось, что из этих слов составлены два списка, в каждом — 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слова:

зайчик, дом, Вова, шишка, рыба, часы, птичка, ухо, чай, волк;

мыло, дым, чашка, окно, щи, Саша, город, чайка, море, спичка.

При обследовании слуха детей слова каждого списка предъявляются в случайной последовательности.

Обследование слуха говорящих дошкольников

Ситуация А

Для подготовки ребенка к обследованию используется вспомогательный список слов, состоящий из 10 хорошо знакомых детям названий игрушек, например: кукла, мяч, шар, коляска, мишка, собака, машина, кошка, пирамидка, кубики. Эти слова не должны входить в основной список слов. К словам основного и вспомогательного списков подбираются соответствующие картинки.

Проверяющий старается расположить к себе ребенка, успокаивает его, если он волнуется. Обследование начинается только после того, как установлен контакт с ребенком. Взрослый отходит от него на 6 м и говорит: «Послушай, какие у меня (у куклы, у мишки) картинки.

Я буду говорить тихо, шепотом, а ты повтори громко». Закрыв лицо листом писчей бумаги, он произносит шепотом одно из слов вспомогательного списка, например, «мяч» и просит ребенка, сидящего или стоящего к нему лицом, повторить слово. Если он справляется с заданием (т.е.

повторяет названное слово громко или тихо), взрослый (или игрушка) показывает ему соответствующую картинку, подтверждая тем самым правильный ответ ребенка, хвалит его и предлагает послушать второе слово вспомогательного списка.

Если ребенок повторяет и его, то это значит, что он понял задание и готов к обследованию.

Процедура обследования

Рита стоит боком к воспитателю. В противоположное ухо вставляют ватный тампон, поверхность которого слегка смочена каким-либо маслом, например, вазелиновым. Рите в случайной последовательности предъявляются слова одного из двух соответственных списков.

Слова произносятся шепотом с расстояния 6 м. Если она не повторяет слово после двукратного предъявления, следует приблизиться к ней на 3 м и еще раз повторить слово шепотом. Если и в этом случае Рита не услышала слово, оно произносится шепотом возле ребенка.

Если и в этом случае слово не воспринято, то оно повторяется голосом разговорной громкости около нее, а затем шепотом с расстояния 6 м. Аналогично воспитатель предлагает Рите последующие слова списка, которые произносит шепотом на расстоянии 6 м от ребенка.

При необходимости (если слово не воспринято), воспитатель приближается к Рите. В конце обследования вновь с расстояния 6 м повторяются шепотом названия картинок, в восприятии которых ребенок затруднялся.

Каждый раз при правильном повторении контрольного слова воспитатель подтверждает ее ответ соответствующей картинкой.

Ситуация Б

Воспитатель предъявляет слово шепотом с 6 м. Если Дима не дает правильного ответа, это же слово повторяется голосом разговорной громкости.

При правильном ответе следующее слово вновь произносится шепотом.

Слово, вызвавшее затруднение, предъявляется еще раз после прослушивания ребенком двух-трех следующих слов списка или в конце проверки. Этот вариант позволяет сократить время обследования.

Затем Диме предлагают встать другим боком к воспитателю, и аналогично обследуют второе ухо, используя второй список слов.

Таким образом, совместно с воспитателем, было проведено обследование детей всей группы на работу слухового анализатора. Из 26 детей выявить отклонение от нормы удалось у одного ребенка. Остальные 25 детей выполнили все задания с первого раза хорошо.

Как сохранить слух ребенка? (написать заметку для родительского уголка)

Заметка для родителей.

Уважаемые родители сохраняйте слух вашего ребенка!

Каждый день миллионы людей подвергаются шумовому воздействию, которое эксперты определяют как «раздражающее слух и вредное для здоровья».

И действительно, независимо от того, живете ли вы в большом городе или небольшом поселке, вы можете попасть в 87% людей, которые со временем рискуют потерять часть слуха.

Дети особенно уязвимы к ухудшению слуха, связанному с вредным шумовым воздействием, причем, как правило, это происходит безболезненно и постепенно. Чрезмерный шум наносит вред микроскопическим сенсорным рецепторам, находящимся во внутреннем ухе ребенка.

Во внутреннем ухе находится от 15 до 20 тысяч таких рецепторов, и поврежденные рецепторы больше не могут передавать звуковую информацию в мозг.

Ситуацию ухудшает и тот факт, что повреждение слуха при чрезмерном шумовом воздействии носит практически необратимый характер.

Важность ранней диагностики

Эксперты считают, что первые несколько лет жизни ребенка – являются наиболее важными для его развития. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка.

И если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга.

У ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения.

К несчастью, большинство проблем со слухом обнаруживаются довольно поздно.

От начала ухудшения слуха и до того времени, как вы можете заметить очевидные признаки нарушения слуха у вашего ребенка, может пройти довольно значительное время.

Существует несколько признаков, в зависимости от возраста ребенка, по которым вы можете понять, все ли у него в порядке со слухом:

Новорожденный: должен вздрагивать при хлопке руками в 1-2 метрах от него и успокаиваться при звуке вашего голоса.

От 6 до 12 месяцев: должен поворачивать голову, слыша знакомые звуки, и подавать голос в ответ на обращенную к нему человеческую речь.

1,5 года: Должен говорить простые односложные слова и показывать на части тела, когда его просят.

2 года: должен выполнять простые команды, поданные голосом без помощи жестов, и повторять за взрослым простые слова.

3 года: должен поворачивать голову непосредственно к источнику звука.

4 года: должен выполнять поочередно две простые команды (например «Помой руки и ешь суп»).

5 лет: должен уметь поддерживать простой разговор и иметь более или менее членораздельную речь.

Школьник: Ухудшение слуха у школьников часто проявляется в виде невнимательности во время уроков, недостаточной концентрации, плохой учебы, частых простуд и ушной боли.

Если вы заметили, что ваш ребенок отстает в слуховом и/или речевом развитии, или имеет проблемы со слухом, незамедлительно проконсультируйтесь у врача.

Дети, живущие в городах, особенно подвержены губительному влиянию шума. Наиболее часто поражается слух детей, чьи дома или школы находятся вблизи загруженных трасс или железных дорог. Но не менее важна и домашняя обстановка.

Постарайтесь, чтобы ваш ребенок не подвергался таким привычным для нас источникам громкого шума, как телевизор, домашний кинотеатр или стереосистема на повышенной громкости.

При срочной необходимости, например работе с дрелью, лучше надеть ребенку наушники без звука.

В домашней обстановке защитить слух ребенка от внешнего шумового воздействия помогут самые простые приемы:

– Напольные ковровые покрытия от стены до стены.

– Панели на потолке и стенах.

– Хорошо подогнанные и плотно прилегающие окна и двери.

Потенциально вредные шумы

Согласно медицинским данным, к ухудшению слуха может привести длительное шумовое воздействие более 85 децибел. Ниже приводятся некоторые уровни различных звуков, которые ребенок может услышать в окружающей его обстановке:

– Трасса с большим движением: 85 децибел

– Шум от ресторана или кафе: 85 децибел

– Музыкальный плеер на средней громкости: 110 децибел

– Снегоход: 110 децибел

– Сирена скорой помощи: 120 децибел

– Рок-концерт: 120 децибел

– Громкие музыкальные игрушки: 125 децибел

– Фейерверки и петарды: 135 децибел

– Дрель: 140 децибел

Источник: http://biofile.ru/bio/21971.html

Урок № 45. Физиологические особенности органа слуха, его патология, гигиена и профилактика заболеваний

Урок № 45. Физиологические особенности органа слуха, его патология, гигиена и профилактика заболеваний 

Тип урока- комбинированный

Методы:частично-поисковый,про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями – важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно – практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

– установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география – будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока – традиционная

Технология – проблемного обучения

Основные понятия: наружное ухо, среднее ухо, вестибу­лярный отдел, неврит.

Изучение нового материала

Физиологические особенности органа слуха, его патология, гигиена и профилактика заболеваний

СТРОЕНИЕ ОРГАНА СЛУХА

Ухо человека имеет сложное строение, обеспечивающее пе­редачу колебаний к воспринимающим нерв­ным клеткам, которые находятся во внутреннем ухе внешних звуковых. Анатоми­чески ухо принято делить на три отдела: наружное, среднее и внутреннее.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слу­хового прохода , который является продолжением ушной раковины. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой, отделяющей наружное ухо от среднего.

Среднее ухо располагается в височной кости черепа.

Внут­ренняя сторона барабанной перепонки тесно спаяна с одной из слуховых косточек— молоточком , который в верхнем отделе соединен с другой слуховой косточкой наковальней, она в свою очередь связана со стремечком.

Все три косточки соединены между собой подвижно, при помощи мелких суставов и связок. Барабанная полость находится позади барабанной перепон­ки, и в ней располагаются слуховые косточки.

Примерно в сред­ней ее части находится выступ, образованный первым завитком улитки, кверху и сзади от которого располагается овальное окно, а книзу круглое окно, или окно улитки. В овальном Окне находится пластинка стремечка, а круглое окно закрыто; мембраной. Пластинка стремечка и мембрана отделяют внутрен­нее ухо от среднего.

Внутреннее ухо находится в толще височной кости. В нем заложены чувствительные нервные клетки, воспринимающие ок­ружающие нас звуки.

Сложность строения внутреннего уха поз­волило назвать его лабиринтом, Внутреннее ухо разделяют на слуховой (улитку) и вестибулярный отделы.

От нервных клеток этих отделов — улитки и вестибулярного аппарата идут- нервные волокна, образующие слуховой нерв, который идет головной мозг, давая отдельные ветви к ядрам мозжечка, к глазодвигательным мышцам и ядрам вегетативных центров. Как мы слышим?

С давних времен среда, в которой жил человек, была наполнена разнообразными и сложными звуками.

В процессе эволю­ции звуковой анализатор человека стал настолько совершённым; Ухо позволил ему выделять, узнавать и оценивать различные звукиизобщего звукового хаоса.

Учеловека звуковой анализатор приобрел особую важность в связи с развитием речи.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ОРГАНОВ СЛУХА

Неврит рецепторного нерва. При неврите слухового нерва поражаются как рецепторные образования внутреннего уха, так и волокна слухового нерва.

При этом у человека понижается слух, возникает шум в ушах! Среди наиболее частых причин возникновения тугоухости острые инфекционные заболевания, бесконтрольно принимаемые лекарственные препараты, такие, как антибиотики и некоторые мочегонные средства (например фуросемид).

Немаловажную роль в потере слуха играют производственные шумы. При внезапно возникшей потере слуха необходима госпитали­зация больного. Чем быстрее будет начато лечение, тем больше надежды на успех.

Что касается хронического неврита слухового нерва, то, к сожалению, его лечение малоэффективно. На первое место в этом случае выдвигается проблема своевременной коррек­ции нарушений слуха при помощи слуховых аппаратов.

Очень важно как можно раньше выявить нарушение слуха. Наблюдательные родители не оставят без внимания ненормаль­ные реакции ребенка на звуки, заметят любое нарушение в раз­витии его речи.

Вероятность нарушений слуха особенно велика у детей, родители которых страдают тугоухостью, у недоношенных, Перенесших менингиты и энцефалиты, а также у тех, матери ко­торых во время беременности болели краснухой.

Пока единственным способом восстановления слуха у тех, у Кого глухота наступила уже после формирования речи, является Обучение считыванию с губ.

В настоящее время ученые разраба­тывают методы электродного протезирования, основанного на вживлении электродов во внутреннее ухо с последующей их элек­трической стимуляцией.

Подумайте и ответьте. I. Каковы функции наружного, среднего и внутреннего уха? 2. Как мы слышим? 3. Каковы гигиенические правила слуха? 4. Какие заболевания возникают при нарушении функций, слуха?

Объясните значение терминов: наружное ухо, среднее ухо, вестибу­лярный отдел, неврит.

Органслухаиравновесия

 

Органслуха

 

Заболеванияоргановслуха

 

Презентация. Гигиенаорганаслуха

 

Невринома слухового нерва. От чего звенит в ухе

 

Профилактикапотерислуха

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт : /

Хостинг презентаций

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_45_fiziologicheskie_osobennosti_organa_sluh_055834.html

Правило Гигиены Органов Слуха

Орган слуха и равновесия. Орган слуха – ухо – у человека и млекопитающих состоит из трех частей. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, который заходит в глубь височной кости черепа и закрыт барабанной перепонкой.

Раковина образована хрящом, покрытым с обеих сторон кожей. С помощью раковины улавливаются звуковые колебания воздуха. Подвижность раковины обеспечивается мышцами.

У человека они рудиментарны, у животных их подвижность обеспечивает лучшую ориентировку по отношению к источнику звука.

Анализаторы. Строение, функции и гигиена органов слуха. Наружное ухо состоит из. Перечислите основные правила гигиены дыхания. Экзамен по&nbsp.

В повседневной жизни нас окружает множество звуков и предметов, которые мы воспринимаем как визуально, так и на слух. Чтобы предотвратить развитие заболеваний органов слуха и зрения, важно соблюдать меры и правила по гигиене того или другого органа..

Какие правила гигиены органов слуха нужно соблюдать и почему. Полезные советы о здоровье ушей для детей и взрослых.

Наружный слуховой проход имеет вид трубки длиной 3. Слуховой проход направляет улавливаемый.

Парные слуховые проходы позволяют точнее локализовать источник звука. В глубине слуховой проход затянут тонкой барабанной перепонкой овальной формы.

Со стороны среднего уха, в середине барабанной перепонки, укреплена рукоятка молоточка. Перепонка упруга, при ударе звуковых волн она без искажения повторяет эти колебания. Среднее ухо – начинается за барабанной перепонкой и представляет собой камеру, заполненную воздухом.

Каждая часть тела предполагает определенные правила гигиены. Отдельной частью гигиены ушей является гигиена слуха. Врач отоларинголог, который занимается в числе прочего заболеваниями органов слуха.

  1. Орган слуха – ухо – у человека и млекопитающих состоит из трех частей. основной мембраны, несущей на себе клетки кортиева органа. Для предохранения органа слуха от вредных воздействий и проникновения инфекции следует соблюдать некоторые гигиенические меры. Правила форума. [X].
  2. Гигиена органов слуха — профилактические меры для предохранения органов слуха от вредных воздействий и проникновения инфекций. В наружном слуховом проходе, ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке, постоянно выделяется ушная сера..
  3. Все это может привести к снижению слуха и мучительным приступам головокружения. Лучше всего очищать уши с помощью ватного жгутика, смоченного в 3% растворе перекиси водорода или в подогретом растительном масле. Вращательными движениями ввести жгутик в слуховой..
  4. Рассмотрим правила гигиены органов слуха подробнее. Основы гигиены ушей. Мыть уши, так же как и умываться, нужно каждый день. Это основа основ всех правил гигиены относительно органов слуха..

Среднее ухо соединено с помощью слуховой (евстахиевой) трубы. В нем находятся три слуховые косточки, связанные между собой.

Своей рукояткой молоточек соединен с барабанной перепонкой, воспринимает ее колебания и через две другие косточки передает эти колебания к овальному окну внутреннего уха в.

При этом амплитуда колебаний уменьшается, а их сила увеличивается примерно в 2. В стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, кроме овального окна находится еще круглое окно, затянутое перепонкой.

Мембрана круглого окна. Внутреннее ухо – расположено в толще височной кости и состоит из сложной системы сообщающихся между собой каналов и полостей, называемой лабиринтом. В нем различают две части.

Костный лабиринт делят на три части. Имеет те же части, что и костный.

Перепончатый лабиринт располагается внутри костного, все части перепончатого лабиринта по размерам меньше соответствующих размеров костного, поэтому между их стенками.

Органом слуха является улитка, остальные части лабиринта составляют орган равновесия, удерживающий тело в определенном положении.

Улитка – орган, который воспринимает звуковые колебания и превращает их в нервное возбуждение. Канал улитки образует у человека 2,5 витка. По всей длине костный канал.

Рейснера) и более плотной – основной мембраной. Основная мембрана состоит из фиброзной ткани, включающей около 2.

Самые длинные струны располагаются у вершины, у основания – наиболее укороченные. На вершине улитки мембраны соединяются и в них имеется. С полостью среднего уха улитка сообщается через круглое окно, затянутое перепонкой, с полостью преддверия – через овальное окно.

Вестибулярная мембрана и основная мембрана разделяют костный канал улитки на три хода.

Верхний и нижний ходы улитки заполнены перилимфой, которая отделена от полости среднего уха мембраной овального и круглого окон.

Внутри среднего канала на основной мембране расположен. С волосковыми клетками контактируют чувствительные окончания нервных волокон.

Механизм восприятия звука. Звуковые колебания воздуха, проходя через наружный слуховой проход, вызывают колебания барабанной перепонки и через слуховые косточки в усиленном виде передаются.

Возникшее колебание приводит в движение перилимфу и эндолимфу внутреннего уха и воспринимается волокнами. Колебание волосковых клеток кортиевого органа вызывает соприкосновение волосков с покровной мембраной.

Волоски сгибаются, что приводит к изменению мембранного потенциала этих клеток и возникновению возбуждения в нервных волокнах, оплетающих волосковые клетки.

По нервным волокнам слухового нерва возбуждение передается в слуховой анализатор коры головного мозга. Человеческое ухо способно воспринимать звуки частотой от 2.

Гц. Физически звуки характеризуются частотой (числом периодических колебаний в секунду) и силой (амплитудой колебаний). Физиологически этому соответствуют высота звука и его.

Третья важная характеристика – звуковой спектр, т. Звуковой спектр выражается тембром звука. Именно так различают звуки разных музыкальных инструментов и человеческого голоса.

Различение звуков основано на явлении резонанса, возникающего в волокнах основной мембраны. Ширина основной мембраны, т. От длины волокон зависит их собственная частота колебаний: чем короче волокно, тем на звук большей частоты оно резонирует.

Когда в ухо поступает звук высокой частоты, то на него. При этом возбуждаются не все. Низкие звуки воспринимаются чувствительными клетками кортиева органа, расположенными на длинных волокнах.

Таким образом, первичный анализ звуковых сигналов начинается уже в кортиевом органе, с которого возбуждение по волокнам слухового нерва передается в слуховой центр коры. Слуховой анализатор человека наиболее чувствителен к звукам с частотой 2. Гц.

Некоторые животные (летучие мыши, дельфины) слышат звуки значительно большей частоты – . Гц; они служат им для эхолокации.

Орган равновесия – вестибулярный аппарат. Вестибулярный аппарат регулирует положение тела в пространстве.

Он состоит из расположенных в лабиринте каждого уха. Вестибулярные чувствительные клетки млекопитающих и человека образуют пять рецепторных областей – по одной в полукружных каналах, а также в овальном и круглом мешочках.

Полукружные каналы – располагаются в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Внутри имеется перепончатый канал, заполненный эндолимфой, между стенкой которого. В основе каждого полукружного канала имеется расширение – ампула.

На внутренней поверхности ампул перепончатых. Чувствительные волоски, склеивающиеся между собой, представлены в виде.

Раздражение чувствительных клеток полукружных каналов происходит в результате перемещения эндолимфы при изменении положения тела, ускорении или замедлении движения.

Поскольку полукружные каналы расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях, их рецепторы раздражаются при изменении положения или движения тела в любом направлении.

Мешочки преддверия – содержат отолитовый аппарат, представленный образованиями, разбросанными по внутренней поверхности мешочков. Отолитовый аппарат содержит рецепторные клетки, от которых отходят волоски; пространство между ними заполнено студнеобразной массой.

Поверх нее находятся. В любом положении тела отолиты оказывают давление на какую- то группу волосковых клеток, деформируют их волоски.

Деформация вызывает возбуждение в нервных волокнах.

Возбуждение поступает в нервный центр, расположенный в продолговатом мозге, и при необычном положении тела вызывает ряд двигательных рефлекторных.

Таким образом, в отличие от полукружных каналов, которые воспринимают изменение положения тела, ускорение, замедление или изменение направления движения тела, мешочки. Вестибулярный аппарат тесно связан с вегетативной нервной системой.

Поэтому возбуждение вестибулярного аппарата в самолете, на пароходе, на качелях и т. Таблица. Строение органа слуха. Части уха. Строение. Функции. Наружное ухо.

Ушная раковина, слуховой канал, барабанная перепонка – туго натянутая сухожильная перегородка.

Защищает ухо, улавливает и проводит звуки. Колебания звуковых волн вызывают вибрацию барабанной перепонки, которая передается в среднее ухо. Среднее ухо.

Полость заполнена воздухом. Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Евстахиева труба. Проводит звуковые колебания. Слуховые косточки (масса 0,0.

Молоточек примыкает к барабанной перепонке и воспринимает ее колебания, затем передает их на наковальню и стремечко, которое соединено с внутренним ухом через овальное окно, затянутое эластичной пленкой (соединительной тканью). Евстахиева труба соединяет среднее ухо с носоглоткой, обеспечивает выравненное давление. Внутреннее ухо. Полость заполнена жидкостью.

Орган слуха: овальное окно, улитка, кортиев орган. Овальное окно посредством эластичной мембраны воспринимает колебания, идущие от стремечка, и передает их через жидкость полости внутреннего уха на волоконца улитки. Улитка имеет канал, закручивающийся на 2,7.

Посередине канала улитки проходит перепончатая перегородка – основная мембрана, которая состоит из 2. Над ними нависают цилиндрические клетки с волосками, которые образуют кортиев орган – слуховой рецептор.

Он воспринимает колебания волокон и передает возбуждение в слуховую зону коры больших полушарий, где формируются звуковые сигналы (слова, музыка)Орган равновесия: три полукружных канала и отолитовый аппарат.

Органы равновесия воспринимают положение тела в пространстве.

Передают возбуждения в продолговатый мозг, после чего возникают рефлекторные движения, приводящие тело в нормальное положение. Гигиена слуха. Для предохранения органа слуха от вредных воздействий и проникновения инфекции следует соблюдать некоторые гигиенические меры.

Избыток ушной серы, выделяемой железами в. Поэтому необходимо. Если скопилось много серы, ни в коем случае нельзя удалять ее твердыми предметами (опасность.

При инфекционных заболеваниях (грипп, ангина, корь) микробы из носоглотки могут проникнуть через слуховую трубу в полость среднего уха и вызвать воспаление.

Переутомление нервной системы и перенапряжение слуха могут вызвать резкие звуки и шумы. Особенно вредно действует продолжительный шум, при этом наступает тугоухость и.

Сильный шум снижает производительность труда до 4. Для борьбы с шумами в производственных условиях применяют облицовку стен и потолков специальными.

Моторы и станки устанавливают на фундаменты, которые глушат шум от сотрясения механизмов.

Источник: http://bmwabnn.weebly.com/home/pravilo-gigieni-organov-sluha

QLor.ru
Добавить комментарий