Проверка слуха у детей на аппарате – в каких случаях показана аудиометрия

Содержание
  1. Проверка слуха у ребенка – способы и рекомендации
  2. Зачем следить за остротой слуха ребенка
  3. Профессиональная проверка слуха
  4. Проверка слуха в домашних условиях
  5. Новорожденный
  6. Младенец
  7. Малыш от года
  8. Дошкольник
  9. Школьник
  10. Проверка слуха у детей
  11. Назначение аудиометрии
  12. Общая информация
  13. Субъективная аудиометрия
  14. Объективная аудиометрия
  15. грамма ребенка
  16. Самостоятельная проверка слуха
  17. скрининг новорожденных
  18. Что такое аудиоскрининг
  19. Зачем нужен аудиоскрининг
  20. Как проверяют слух новорожденным
  21. Результаты аудиоскрининга у детей с нормальным и нарушенным слухом
  22. Особенности аудиоскрининга у недоношенных
  23. Второй аудиоскрининг у детей
  24. Как проходит аудиоскрининг в поликлинике
  25. Группы риска по слуху
  26. Дополнительные обследования, если новорожденный не прошел тест на слух
  27. Дополнительные методы проверки слуха
  28. Где проводится дополнительное диагностирование нарушения слуха
  29. Где проводят в Москве
  30. Где проводят в Санкт-Петербурге
  31. Виды диагностики слуха у детей (научное описание) / Дети / Слух – Центр АВРОРА, Киев
  32. Методы исследования слуха у детей раннего возраста подразделяются на 2 группы. 
  33. Поведенческая аудиометрия
  34. Безусловно-рефлекторный метод
  35. Условно-рефлекторные методы
  36. Условно-рефлекторная аудиометрия
  37.   Детская игровая аудиометрия
  38. Объективные методы обследования слуха, их физиологический смысл и диагностическая ценность
  39.  
  40. Значение видов диагностики слуха у детей
  41. Проверяем слух ребенка у врача и дома
  42. Зачем и когда нужно проверять слух
  43. Методы оценки восприятия звуков ребенком
  44. Как проверить слух в домашних условиях

Проверка слуха у ребенка – способы и рекомендации

Умение слышать во многом предопределяет развитие ребенка и его социализацию.

Чем раньше родители совместно с врачами заметят наличие патологии у малыша и приступят к ее терапии, тем быстрей будет проведена корректировка функциональности органа слуха.

В таком случае дитя сможет «нагнать» своих ровесников и ни в чем не уступать им, несмотря на свои особенности. Так как же проверить слух у ребенка?

Зачем следить за остротой слуха ребенка

Специалисты регулярно тестируют функциональность органа слуха у малышей.

Самая первая проверка — аппаратная аудиограмма -происходит в стенах роддома спустя 2-3 дня после рождения крохи.

Уже на этом этапе врачи могут выявить серьезные врожденные патологии и направить родителей с малышом на консультацию к отоларингологу и сурдологу.

В дальнейшем слух у ребенка проверяют на регулярных медицинских комиссиях. Такое частое тестирование связано с важностью раннего выявления патологий. Чем быстрей у дитя будет диагностированы проблемы с органом слуха, тем быстрей специалисты смогут приступить к их терапии.

Младенец, который плохо слышит, медленней осваивает необходимые двигательные навыки и не имеет возможности качественно познавать мир, а значит, из-за дисфункциональности ушей малыша напрямую будет страдать интеллект.

У малышей на третьем-четвертом году жизни из-за нарушений слуха отмечается выраженная задержка речевого развития.

Неумение говорить, невозможность правильно повторить слова и неспособность четко излагать свои мысли колоссально сказывается на темпах социализации дошкольника, его адаптации в обществе и психологическом состоянии.

Чтобы избежать подобных проблем, ребенка следует своевременно показывать специалистам.

Профессиональная проверка слуха

Слух у детей регулярно проверяется на медицинских комиссиях в детской поликлинике. Первая из них проходит в 2-3 месяца. Выбор методики проверки слуха специалистом будет зависеть от оснащенности его кабинета необходимыми приборами, а также от возраста пациента.

  1. Новорожденным и грудничкам порог слышимости определяют с помощью компьютерной аудиометрии. Проверка слуха у детей на аппарате — это самый достоверный современный метод. грамма позволяет не только выявить факт нарушения, но и определить, на каком участке органа слуха возникло нарушение и какова степень тугоухости у малыша. Специальные датчики регистрируют ответ волосковых клеток в улитке и электрическую активность мозга на подаваемые прибором сигналы.
  2. Детям от полугода показано проведение поведенческой аудиометрии. Специалист оценивает, как ребенок реагирует на звуки разной интенсивности и тональности, и на основании данного тестирования определяет порог слышимости малыша.
  3. Для проверки слуха детей от 3 лет до 5 лет применяется методика игровой аудиометрии.
  4. У детей школьного возраста проверка остроты слуха проводится с помощью речевой аудиометрии, в ходе которой ребят просят повторять произнесенные шепотом слова и фразы. При необходимости применяется камертональное тестирование.

Подобные проверки слуха проводятся только на медицинских комиссиях и в ходе тестирования применяются специальные инструменты. Но что делать, если родителям кажется, что их малыш плохо слышит? Как проверить слух у ребенка в домашних условиях?

Проверка слуха в домашних условиях

К сожалению, проблемы со слухом бывают не только врожденные. Негативно повлиять на функциональность органа слуха способны перенесенные малышом инфекционные заболевания, травмы и пр.

При подозрении на ухудшение способности слышать малыша следует записаться к врачу, но, чтобы зря не тратить время специалиста, вы можете попробовать проверить слух ребенка и его остроту в домашних условиях.

Новорожденный

Провести объективную проверку слуха новорожденного в домашних условиях практически невозможно. В первый месяц жизни уши малыша функционируют не так, как у взрослых, да и в целом он не способен еще проявлять реакции на слышимые звуки.

Пожалуй, самый доступный и результативный метод, который вы можете использовать дома для проверки способности новорожденного слышать — хлопки.

Если вне зоны видимости ребенка громко хлопнуть в ладоши, в ответ на резкий звук он должен рефлекторно отреагировать — вздрогнуть или вскинуться всем телом.

Младенец

У малышей первого года жизни можно проверять слух с помощью крупы. В пластиковые емкости следует насыпать горох, гречку и манку. Эти три типа крупы в процессе тряски создают звуковые колебания разной интенсивности и тональности.

Использовать эту методику следует поэтапно, по мере постепенного возрастного усиления функциональности органов слуха грудничка. Первое время младенец способен слышать преимущественно звуки низкой тональности — такие, которые создает при тряске баночка, наполненная горохом.

Взрослому следует потрясти емкостью с горохом так, чтобы грудничок не видел этого.

Младенец должен отреагировать на услышанный звук — замереть, нахмуриться, вздрогнуть или вскинуться.

  К 3-4 месяцам ребенок должен уметь поворачивать головку в ту сторону, откуда исходит производимый крупой шум.

Для чистоты эксперимента можно использовать две емкости, одна из которых будет с горохом, а во второй ничего не будет. Попеременно потрясывая баночками, вы сможете точно определить, на что именно реагирует дитя: на звук или движения ваших рук.

Помимо гороховой пробы, родителям следует проверять также и реакцию крохи на звук, производимый при тряске гречневой и манной крупой. Последняя издает самые трудноразличимые для грудничка шумы — тихие и высокочастотные.

Малыш от года

Поскольку годовалый ребенок активно подражает взрослым и старается повторить за ними произносимые звуки, для проверки слуха в таком возрасте не нужно применять никаких специальных методик. Для тестирования дитя старше года нужно регулярно заниматься с ним и оценивать, насколько точно он копирует слова и интонации вашего голоса, когда не видит движения ваших губ.

Дети в возрасте 1-2 лет должны различать шепотную речь. Требуйте время от времени негромко подать вам какую-нибудь знакомую для малыша игрушку, просите вести его «тихонечко» по утрам, когда домашние спят, или в общественных местах, чтобы не мешать окружающим людям.

Дошкольник

Существующие проблемы со слухом у малышей детсадовского возраста напрямую сказываются на их поведении и качественном объеме словарного запаса. Если ребенок в возрасте трех-четырех лет плохо слышит — вы это сразу заметите.

Скудный и порой исковерканный активный запас слов, невозможность правильно повторить фразы за взрослыми, нарастающая раздражительность и замкнутость из-за невозможности общаться со сверстниками — все это напрямую будет указывать на наличие проблем со слухом у малыша.

Проверять остроту слуха у малыша третьего-пятого года жизни в домашних условиях рекомендуется в игровой форме. Можно использовать «шепотную» методику и в процессе занятий с ребенком просить повторять тихо произнесенные слова и фразы.

Можно предложить ребенку угадывать, в какой руке взрослого зажат футляр от киндер-сюрприза, наполненный манкой. Здоровый малыш с хорошим слухом должен хорошо слышать высокий и тихий шум этой крупы.

Школьник

Для проверки слуха у школьника вполне допустимо использовать традиционную т.н. «шепотную» методику. Чтобы тестирование показало более-менее достоверные результаты, вам следует создать в помещении бесшумную обстановку.

  • Чтобы ребенок не имел возможности распознать сказанное вами по движению губ, следует встать от него как можно дальше — оптимальным считается расстояние в 7 метров;
  • каждое ухо следует проверять отдельно — для его необходимо попросить ребенка зажать один слуховой проход;
  • тестирование начинается с самых высоких по тональности звуков — шепота, постепенно сила звучания голоса должна возрастать и переходить от разговорного тембра шепота к обычной речи;
  • родители должны называть слова, а ребенок — в точности повторить сказанное;
  • для проведения тестирования можно использовать специальные таблицы (Воячека, Лиангбека, Богданова), разработанные для проверки слуха, или же брать слова «из головы», главное, чтобы произносимые вами фразы были знакомы ребенку и подходили ему по возрасту.

Если в ходе домашнего тестирования вы выявите явные нарушения в функциональности органа слуха, ребенка следует показать отоларингологу.

Специалист направит вас на необходимые для постановки диагноза обследования и составит программу терапии, которая поможет вашему малышу вернуть возможность качественно слышать — а значит, развиваться.

Источник: https://netotita.ru/obshhaya-informatsiya/prostye-metodiki-kak-proverit-sluh-u-rebenka.html

Проверка слуха у детей

Проверка слуха у детей позволяет определить чувствительность слухового анализатора к звуковым волнам определенной интенсивности и частоты.

метрическое обследование способствует выявлению патологий, сопровождающихся снижением качества восприятия звуковых сигналов и разговорной речи.

Своевременное устранение нарушений ведет к восстановлению функций звуковоспринимающего или звукопроводящего отделов слухового анализатора.

метрия является одним из самых достоверных методов определения порога звуковой чувствительности у детей дошкольного и подросткового возраста.

В зависимости от типа используемого оборудования и техники проведения акуметрии специалист определяет, в какой из частей органа слуха присутствуют нарушения.

Таким образом удается установить факт развития тугоухости и степень снижения слуха.

Назначение аудиометрии

Для каких целей проводится проверка слуха у детей на аппарате? Первые аудиометрические исследования проводят уже через несколько дней после рождения.

Своевременное выявление и устранение патологий препятствует возникновению трудностей на этапе развития речи.

По утверждению педиатров, врожденная тугоухость ведет к нарушению речи и, соответственно, отставанию в развитии.

Важно! Если в анамнестических данных родителей есть отметки о наличии проблем со слухом, аудиометрическое обследование новорожденного желательно проводить не реже 1-2 раз в полгода.

Диагностирование нарушений и грамотное лечение позволяет скорректировать проблемы, связанные с развитием слуховой дисфункции.

Если сбои в работе слухового анализатора были обусловлены кондуктивными причинами, полностью устранить патологии удается в 8 случаях из 10.

Восстановление слуха способствует нормальному развитию речевых и языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Общая информация

Чтобы проверить слух у ребенка, специалисты используют несколько методов обследования, выбор которых определяется возрастом пациента. Для определения минимального порога слышимости у детей дошкольного возраста применяют такие методы диагностики:

  • компьютерная аудиометрия – один из самых достоверных методов определения слуховой чувствительности, который используется для обследования новорожденных и взрослых;
  • поведенческая аудиометрия – применяется для определения порога слышимости у детей в возрасте от 5 до 36 месяцев;
  • игровая аудиометрия – рассчитана на проверку качества слухового восприятия у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Для обследования детей школьного возраста применяют «взрослые» методики, к числу которых относят речевую и тональную аудиометрию. При этом остроту слуха сурдологи определяют с помощью камертонов по методикам Швабаха, Ринне или Вебера.

Субъективная аудиометрия

метрические методы диагностики тугоухости разделяют на два типа: субъективные и объективные. К числу первых относятся акустические тесты, которые требуют обратной связи с испытуемым.

Большую часть из них используют для исследования работоспособности органа слуха у детей сознательного возраста, которые могут ответить на вопрос, слышат они звук определенного тона или нет.

Как проверить слух у ребенка? К числу самых распространенных субъективных методов аудиометрического обследования относят:

  • рефлекторные – отслеживание реакции пациента на звуки различной интенсивности; используется для диагностики тугоухости у новорожденных на 2-3 неделе жизни;
  • игровые – определение степени слуховой чувствительности у детей в возрасте от 3 лет;
  • специалист просит испытуемого выполнить какое-то действие только после того, как он услышит определенный звук;
  • речевые – оценка порога слышимости речевого сигнала, воспроизводимого с различной интенсивностью;
  • тональные – проверка чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы слухового анализатора в отношении звуков, воспроизводимых на разных частотах.

Результаты субъективных методов исследования слуховой чувствительности определяются наличием воспалений в слизистой носоглотки и органа слуха.

Объективная аудиометрия

Объективные способы оценки работоспособности слухового анализатора чаще применяются в обследовании детей в возрасте до 2 лет. Чтобы выявить патологии в развитии органа слуха специалисты используют следующие методы аудиометрии:

  • отоакустическая эмиссия – регистрация звуковых сигналов в наружном слуховом канале, генерируемых волосковыми клетками в ответ на звук, созданный аудиометром;
  • регистрация вызванных потенциалов – фиксация электрической активности мозга, возникающей при создании тестового сигнала, поступающего в орган слуха спящего новорожденного;
  • тимпанометрия – создание давления воздуха в наружном слуховом канале, которое позволяет определить степень подвижности слуховых косточек и ушной перепонки.

Объективные методы оценки костной и воздушной проводимости звуков позволяют определить, в каком из отделов слухового анализатора присутствуют нарушения.

грамма ребенка

грамма слуха для детей представляет собой двумерный график, на котором по вертикальной оси отмечены децибелы (дБ), а по горизонтальной – герцы (Гц).

На нем изображены кривые, которые наглядно демонстрируют наличие отклонений в восприятии звуковых сигналов определенной интенсивности и частоты.

Если точки кривых расположены в диапазоне от 0 до 25 дБ, это свидетельствует об отсутствии отклонений.

Однако следует учитывать, что на пороговую чувствительность слухового анализатора влияет возраст пациента.

Не считается отклонением результат, при котором минимальное значение слышимости воздушно-проведенных сигналов составляет 15 дБ.

На графике фиксируются только самые слабые звуковые колебания, которые может распознать пациент.

Самостоятельная проверка слуха

Чтобы убедиться в отсутствии кондуктивной и нейросенсорной тугоухости у ребенка специалисты рекомендуют проводить аудиологические обследования самостоятельно.

При подозрении ухудшения слуха следует записаться на прием к отоларингологу, который проведет отоскопическое и аудиометрическое обследование пациента, в результате которого определит тип патологии и подходящий метод лечения.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях? Проще всего протестировать ребенка с помощью методов речевой аудиометрии. Для этого необходимо:

  • попросить испытуемого сесть на стул и повернуться к вам левым или правым ухом;
  • отойти на 6 м и шепотом, но четко произнести слова «мама», «спорт», «земля», «сапоги» и т.д.;
  • аналогичным образом проводят тестирование с расстояния 20 м, но при этом слова произносят достаточно громко.

Если ребенок может разобрать слов, расстояние между ним и говорящим нужно постепенно сокращать, требуя четкого воспроизведения слов.

Чем меньше расстояние между испытуемым и вами, тем значительнее ухудшение слуха.

При получении неудовлетворительных результатов тестирования нужно пройти обследование у врача.

Гусейнова Ирада

Источник: https://lorcabinet.com/simptomy/narusheniya-sluha/audiogramma-u-mladenca.html

скрининг новорожденных

статьи:

В этой статье мы рассмотрим такое медицинское исследование как аудиоскрининг новорожденных.

Что это такое, для чего и где проводят эту процедуру, что могут сказать результаты проверки и какие последствия для младенца они могут иметь? На эти и другие вопросы мы ответим подробно и понятным языком.

Что такое аудиоскрининг

скрининг – процедура, направленная на обследование слуха у новорожденных и детей до 6 месяцев с целью выявления нарушений слуха, и направление таких детей на дальнейшее диагностическое обследование для определения степени тугоухости и уровня поражения слуха.

В Российской Федерации существует приказ с 1996 года №108 МЗ и Минпрома РФ “О введении аудиологического скрининга новорожденных детей первого года жизни”, но проводится массово в России аудиоскрининг младенцев лишь с 2008 года.

скрининг входит в обязательное комплексное обследование – скрининг новорожденных.

скрининг должен проводиться в 2 этапа.

Первый этап проходит в роддоме, где определяются новорожденные с повышенном риском развития тугоухости и глухоты, при выписке из роддома записываются результаты аудиоскрининга.

Второй этап проходит в прикрепленной детской поликлинике, он включает анкетирование родителей и проверку звукореактотестером поведенческих реакций ребенка на звуки.

Повторный аудиоскрининг проводится:

– в 1 месяц, – в 4 месяца, – в 6 месяцев. При отсутствие реакции на любом из этих сроков ребенок направляется на консультацию в сурдологический центр для дальнейшего обследования. К сожалению, у большинства детей нарушения со стороны слуха продолжают выявляться уже после года жизни. Что показывает низкую эффективность аудиоскрининга у детей с незначительными потерями слуха или с односторонней тугоухостью.

Зачем нужен аудиоскрининг

В первые три года жизни малыш учится воспринимать различные звуки, в том числе и речь. Если у него будут проблемы с восприятием звуков или ребенок будет плохо слышать, то у него возникнут проблемы с пониманием речи и с ее воспроизведением.

По статистике лишь 0,1% новорожденных имеют глубокие потери слуха. Современная медицина имеет возможность выявлять таких детей на раннем сроке и оказывать им своевременную помощь.

Ведь по проведенным исследованиям установлено, что младенцы с 3-4 степенью тугоухости, которые были протезированы слуховыми аппаратами в возрасте до 6-ти месяцев ничем не отличались по развитию от сверстников с нормальным слухом.

Речевое, языковое развитие, пассивный и активный словарь, усвоение грамматической системы языка у них идет в нормальном темпе.

Если же коррекция слуха была произведена после 6 месяцев, то такие дети будут иметь существенные отставания в развитие речи. Поэтому так важно, чтобы тест на слух у новорожденных был проведен вовремя.

Как проверяют слух новорожденным

Для проверки слуха у новорожденных применяют метод задержанной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Главным рабочим прибором, участвующим в процессе, является аудиометр. Он представляет собой небольшой мобильный аппарат, снабженный гибким зондом.

На конец трубки надевается специальный ушной вкладыш, который затем помещается в ухо ребенка. Процедура не приносит малышу дискомфорта, не вызывает боли.

Во время обследования прибор создает тестовые звуковые импульсы, направляющиеся по зонду и попадающие в слуховой орган ребенка при помощи микрофона. Далее в действие вступают наружные волосковые клетки, расположенные во внутреннем ухе.

Их работа заключается в том, что они улавливают, а после усиливают звуковые колебания, а также способны создавать собственные звуковые импульсы при обнаружении раздражителя (звуковой волны).

Если наружные волосковые клетки повреждены, то говорят о нейросенсорной тугоухости (потере слуха). Если волосковые клетки реагируют на раздражитель и показывают способность генерировать собственные колебания, то подобное явление носит называние отоакустической эмиссии.

Такой механизм функционирования органа и был положен в основу при разработке прибора – аудиометра для скрининга родившихся детей.

В начале процедуры передается тестовый звуковой сигнал, и по истечении малого периода времени, в буквальном смысле нескольких миллисекунд, чувствительный элемент прибора улавливает ответный импульс, создаваемый волосковыми клетками, и отправляет его в регистрирующую часть устройства при помощи зонда. метр фиксирует и оценивает полученные результаты, после чего отображает информацию на экране. Процедура длится до 1,5 минуты.

При проведении процедуры также возможно проявление спонтанной отоакустической эмиссии – явления, когда колебания наружных волосковых клеток возникают без искусственного раздражения органа посредством звуковой стимуляции. Наличие ответной реакции и регистрация колебаний говорит о том, что слух человека в норме. Если аудиоскрининг проводится у новорожденного, то делается это на 4 день после родов. Существование такого правила связано с тем, что отоакустическая эмиссия фиксируется у детей со вторых суток жизни.

Звуковой стимул зависит от возраста ребенка:

– новорожденный – широкополосный шум интенсивностью 90 дБ; – 1 месяц – широкополосный шум интенсивностью 90 дБ; – 4 месяца — широкополосный шум интенсивностью 65 дБ; – 6 месяцев – широкополосный шум интенсивностью 40 дБ. Перед проведением обследования желательно убедиться в том, что ребенок накормлен, пребывает в спокойном состоянии, неподвижен. Лучше всего проверять слух во время сна, при этом стараясь не нарушить спокойствие новорожденного. Получить результаты может помешать такой фактор как чрезмерная подвижность при проведении проверки слуха. Чтобы успокоить малыша, его прикладывают к груди матери, используют пустышку или бутылочку. Однако даже в этом случае, когда ребенок начинает активно сосать молоко, возникают помехи при обследовании. Также мешают аудиоскринингу наличие в наружном ухе жидкости – крови, слизи, первородной смазки. Все перечисленные факторы создают вероятность ложного отрицательного результата. После проверки слуха прибор отображает информацию о том, прошел или нет ребенок обследование, полученные данные можно распечатать. Когда мать с малышом покидает роддом, в выписке указываются результаты аудиоскрининга.

Запись должна выглядеть следующим образом:

скрининг: D (+); S (+)

или D=S (+).

В этом сокращении буквой D обозначается правое ухо, а S – левое. Наличие знака «плюс» свидетельствует о положительном результате, то есть говорит о том, что слух у ребенка есть.

Если напротив буквы указан знак «минус», то это значит, что аудиометр не обнаружил в ходе процедуры ответной реакции наружных волосковых клеток, то есть возможно у новорожденного имеются нарушения слуха.

Не стоит расстраиваться раньше времени, часто бывает, что новорожденные дети не прошли аудиоскрининг в роддоме, а потом при повторном исследовании слух оказался в норме.

Бывает и так, что требуются дополнительные исследования.

Результаты аудиоскрининга у детей с нормальным и нарушенным слухом

Поэтому можно сделать вывод, что положительный аудиоскрининг, говорит о том, что у ребенка все в порядке со слухом на данном этапе развития, а отрицательный аудиоскрининг говорит лишь о том, что следует провести дополнительное обследование, на основании его нельзя поставить какой-либо диагноз.

Особенности аудиоскрининга у недоношенных

В отличие от доношенных детей, дети рожденные от преждевременных родов физиологически незрелые и сроки проведения аудиологического скрининга для них сдвигаются.

Для недоношенных младенцев существуют следующие сроки проведения первого аудиоскрининга:

– на 2-6 неделе жизни – детям рожденным до 32 недели беременности;

– на второй или первой неделе после родов – детям рожденным на 33-37 неделе беременности.

Повторный скрининг недоношенным детям проводится в поликлинике в те же сроки что и доношенным детям.

Второй аудиоскрининг у детей

У некоторых новорожденных бывает, что спустя несколько дней после рождения аудиометр не уловил колебаний, но это не является приговором, так как единичная проверка не может с точностью свидетельствовать о глухоте.

Также в отдельных случаях в роддоме не удается провести процедуру по медицинским показаниям или из-за индивидуального состояния новорожденного, поэтому аудиоскрининг назначается после. Обычно обследование осуществляется в первый месяц в детской поликлинике.

Если проверка была положительной, то следующий аудиоскрининг в поликлинике проводится в 4 и 6 месяцев.

Как проходит аудиоскрининг в поликлинике

Родители обязаны подготовить ребенка, он должен быть накормлен, желательно обеспечить покой во время проверки, лучше всего, если малыш будет спать. С собой требуется взять пеленку, бутылочку со смесью и пустышку.

Даже когда врачи зафиксировали два отрицательных результата аудиоскрининга, маленького пациента отправляют на дополнительное обследование, чтобы получить более достоверные доказательства диагноза.

Говорить об отклонениях можно только после аудиологической проверки, которая осуществляется при участии врача-сурдолога.

Группы риска по слуху

При обследовании органов слуха у детей выделяют группы риска по тугоухости. Больше всего внимания требуют малыши родителей, у которых наблюдаются нарушения слуха, обычно в отношении таких детей применяется термин наследственной тугоухости.

Недостаток часто передается от отца или матери. Такие дети в первые месяцы жизни находятся на постоянном контроле у сурдолога.

Также в группу риска попадают малыши, мать которых во время беременности или при родах переболела инфекционными или вирусными заболеваниями, принимала медикаментозные препараты.

Благодаря аудиоскринингу удается на первых этапах определить отклонения и приступить к их лечению уже в раннем возрасте, а также выявить группу пациентов, нуждающихся в наблюдении у сурдолога.

Однако есть и такие формы тугоухости, которые с трудом поддаются диагностике при помощи отоакустической эмиссии. Их относят к редким и сложным.

Обычно к ним причисляют тугоухость, вызванную повреждением или аномальным развитием слухового нерва и слухового центра головного мозга. Но вместе с тем стоит учитывать, что подобные случаи наблюдаются не часто, на их долю приходится 1% от числа всех зафиксированных диагнозов, связанных с сенсоневральной тугоухостью. Также аудиологическое обследование возможно провести в качестве дополнительной процедуры по желанию родителей, если у них есть сомнения в показаниях, полученных в ходе аудиоскрининга.

Дополнительные обследования, если новорожденный не прошел тест на слух

Если при повторном тестировании слуха получен отрицательный результат, то ребенок после осмотра отоларингологом должен быть направлен на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр, который может быть областным, краевым или республиканским. Лучше это сделать до 3 месяцев жизни. Ребенку будет проведено расширенное аудиологическое обследование.

Дополнительные методы проверки слуха

Кроме аудиоскрининга методом ОАЭ, где оценивается состояния волосковых клеток и выявляется снижение слуха в сурдологическом центре ребенку могут быть назначены следующие процедуры: 1.

Осмотр у отоларинголога, который оценивает состояния наружного слухового прохода и барабанной перепонки. 2.

Импедансометрия: тимпанометрия (изучают подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек) и акустическая рефлексометрия (регистрируются рефлекторыные сокращения стременной мышцы). 3.

Объективную аудиометрию КСВП (регистрация коротколатенсных слуховых вызванных потенциалов). Если говорить простым языком – это ответ ствола головного мозга на звуковое раздражение.

Позволяет оценить нарушения в наружном, среднем или внутреннем ухе или нарушения в проведении возбуждения в слуховые центры мозга. 4. Метод ASSR (игровая тональная аудиометрия). Строятся аудиограммы, по которым определяется общий порог слышимости у ребенка. 5.

Сурдопедагогическое обследование. Проводится оценка поведенческих реакций ребенка на неречевые высокочастотные и низкочастотные звуки и голоса. 6. Генетический анализ на коннексин. Определяется наличие гена, вызывающего тугоухость.

Родители могут быть только носителями рецессивного гена. От результата зависит дальнейший прогноз и возможность операции по кохлеарной имплантации. На основе полного диагностического обследования ребенку ставится диагноз, определяется тип и степень нарушения слуха, строится аудиограмма для подбора и настройки слуховых аппаратов, оценивается возможность проведения кохлеарной имплантации, строится план коррекции слуха и речи со специалистами, оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

Где проводится дополнительное диагностирование нарушения слуха

Для дальнейшего бесплатного обследования вам понадобится направление из поликлиники, полис ОМС и свидетельство о рождении ребенка.

Где проводят в Москве

Детский Сурдологический Центр. Адрес: проспект Вернадского, дом 9/10. Телефон: 8 (495)930-22-00.

Где проводят в Санкт-Петербурге

Скрининговое обследование слуха можно провести:

Источник: http://birth-info.ru/86/Audioskrining-novorozhdennykh/

Виды диагностики слуха у детей (научное описание) / Дети / Слух – Центр АВРОРА, Киев

© Елена Соколова, PhD (Отоларингология)

Методы исследования слуха у детей раннего возраста подразделяются на 2 группы. 

  • Поведенческая аудиометрия – наблюдение за реакциями, изменением поведения ребенка при предъявлении звука. В поведенческой аудиометрии выделяют:
    • Безусловно-рефлекторный метод – основан на наблюдении за безусловными реакциями ребенка на звук.
    • Условно-рефлекторные методы – основанные на выработке условных рефлексов на звуковую стимуляцию (выработке двигательной, поведенческой или словесной реакции на звук).
  • Объективные (физиологические) методы исследования – измерение физических параметров или регистрация физиологических реакций слухового анализатора на звуковое раздражение. Объективные методы исследования не требуют активного участия в процессе обследования самого пациента, могут быть проведены в состоянии сна или под наркозом.

Поведенческая аудиометрия

Безусловно-рефлекторный метод

У детей в возрасте до 7 месяцев состояние слуха проверяют с помощью оценки безусловных рефлексов на звук.

В некоторых случаях безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят более старшим детям, если другие поведенческие методы исследования слуха (условно-рефлекторную или игровую аудиометрию) провести не удается.

Безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят, используя генераторы звука, педиатрические ручные аудиометры, бытовые  звучащие предметы, «шумные» игрушки (погремушки, барабаны, пищалки).

Рисунок 1. Безусловно-рефлекторная аудиометрия с помощью ручного педиатрического аудиометра PA5 производства Interacoustics, Дания.

В ответ на звуковую стимуляцию медсестра или врач отмечает наличие или отсутствие безусловных рефлексов ребенка на звук, среди них, основные:

  • рефлекс Моро – движение подрагивания руками и ногами, ребенок вытягивает руки и ноги, а потом снова подтягивает их к телу
  • кохлеопальпебральный рефлекс – сжимание век при закрытых глазах или быстрое смыкание век при открытых глазах
  • дыхательный рефлекс – за глубоким вдохом следует 5–10-секундная задержка дыхания, после которой дыхание снова нормализуется
  • ауропальпебральный рефлекс Бехтерева – мигание и активность век
  • ауропупилярный рефлекс Шурыгина – расширение зрачка

Безусловные рефлексы новорожденных угасают в возрасте примерно 3–5 месяцев и начинают развиваться первые ориентировочные реакции. При проведении безусловно-рефлекторной аудиометрии детям старше 6-7 месяцев обращают внимание на  изменение поведения в ответ на акустические сигналы, такие как:

  • изменения мимики
  • поворот или движение головы
  • движение глазами или бровями
  • сосательная активность – замирание или усиленное сосание
  • изменение дыхания, движение руками и/или ногами.

Безусловно-рефлекторная аудиометрия имеет существенные недостатки.

Реакция ребенка на звук зависит от состояния ребенка: может быть различна, если ребенок голоден, капризен, сонный или наоборот – хочет спать.

  Многие дети (в том числе и нормально слышащие) реагируют на громкий звук, что не позволяет точно определить пороги слышимости. 

Результаты безусловно-рефлекторной аудиометрии носят ориентировочный характер.

Условно-рефлекторные методы

Условно-рефлекторная аудиометрия

Условно-рефлекторную аудиометрию проводят детям в возрасте от 7-8 месяцев до 3-х лет.

В Медицинском центре АВРОРА™ условно-рефлекторную аудиометрию проводят в звуковом поле с помощью уникального компьютерного детского игрового аудиометрического комплекса (ДИАК).

Он состоит из клинического аудиометра Interacousrics, двух громкоговорителей, соединенных с внешним входом аудиометра, расположенных на специальной подставке слева и справа от места расположения обследуемого ребенка на расстоянии 1 м от головы.

В комплект установки также входят два монитора, расположенных слева и справа от обследуемого ребенка, на экране которых появляются анимированные изображения для формирования у ребенка условного рефлекса на звук.

У ребенка вырабатывают условный рефлекс на звук, приучая его поворачивать голову в сторону, откуда исходит звук. В качестве подкрепления рефлекса используют монитор с возникающим на нем анимированным изображением.

Результаты условно-рефлекторной аудиометрии в меньшей степени зависят от состояния и настроения ребенка, чем результаты безусловно-рефлекторной аудиометрии.

Метод условно-рефлекторной аудиометрии позволяет определить частотноспецифические пороги слышимости для левого и правого уха.

Рисунок 2. Условно-рефлекторная аудиометрия в Медицинском центре АВРОРА™ 

  Детская игровая аудиометрия

С помощью игровой аудиометрии проводят исследования слуха детям в возрасте от 3 до 7 лет.

Для проведения исследования слуха методом игровой аудиометрии детей сначала обучают слушать звуки и реагировать на них путем участия в игровой ситуации: перекладывать кубики из одной коробки в другую, снимать или нанизывать кольца пирамидки.

Исследования порогов слышимости начинают, убедившись, что ребенок понимает задание и может его выполнить. Звуки от аудиометра поступают в ухо ребенка через головные или костные телефоны.

Игровая аудиометрия позволяет определить частотноспецифические пороги слышимости воздушно- и костнопроведенных звуков для каждого уха. 

Рисунок 3. Игровая аудиометрия

Объективные методы обследования слуха, их физиологический смысл и диагностическая ценность

К объективным методам исследования слуха, применяемым  педиатрической аудиологии относятся следующие.

Импедансная аудиометрия – измерение акустической проводимости среднего и внутреннего уха в ответ на звук.

Тимпанометрия – измерение  значений акустической проводимости при измерении давления воздуха в наружном слуховом проходе. Для проведения теста акустический зонд с помощью ушного вкладыша помещают в наружный слуховой проход.

При этом давление в наружном слуховом проходе меняется от + 200 мм до – 400 мм водяного столба. Прибор регистрирует изменение параметров отраженного от барабанной перепонки звука.

При спокойном поведении ребенка исследование занимает меньше минуты.

Результаты тимпанометрии используются для оценки состояния подвижности барабанной перепонки, среднего уха, цепи слуховых косточек.

Акустическая рефлексометрия – измерение  значений акустической проводимости структур наружного и среднего уха при сокращении стременной мышцы среднего уха, вызванное громкими звуками. 

Результаты акустической рефлексометрии используются для диагностики кондуктивной и сенсоневральной тугоухости, поражения слухового нерва, ствола головного мозга, лицевого нерва.

Рисунок 4. Импедансометрия в Медицинском центре Аврора™. 

Регистрация вызванной отоакустической эмиссии(ОАЭ) – регистрация чрезвычайно слабых звуковых колебаний, генерируемых наружными волосковыми клетками внутреннего уха в ответ на звуковую стимуляцию. ОАЭ регистрируют при спокойном состоянии ребенка с помощью зонда, расположенного в наружном слуховом проходе. Исследование безболезненное, продолжительность от 30 секунд до 3 минут.

Результаты регистрации вызванной отоакустической эмиссии используются для оценки состояния наружных волосковых клеток внутреннего уха.

Рисунок 5. Регистрация вызванной отоакустической эмиссии с помощью модульного прибора Titan, производство Interacoustics, (Дания). 

Регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) – выявление электрофизиологической активности внутренних волосковых клеток улитки внутреннего уха, слухового нерва и ствола головного мозга в ответ на звуковые стимулы.

Результаты регистрации КСВП используются для скрининга слуха новорожденных и детей младшего возраста, выявления синдрома слуховой нейропатии, диагностики центральных и периферических нарушений органа слуха, оценки порогов слышимости аудиометрических частот.

Рисунок 6. Регистрация КСВП  в Медицинском центре Аврора™.

 

Значение видов диагностики слуха у детей

Вышеперечисленные виды диагностики слуха новорожденных, детей грудного и дошкольного возраста являются обязательными компонентами комплексной объективной диагностики слуха.

Анализ результатов тестов позволяет врачу выявить характер слухового нарушения, определить степень снижения слуха и разработать правильную тактику лечения и слухо-речевой реабилитации ребенка, правильно подобрать и настроить слуховые аппараты.

Отдельные тесты могут проводиться детям по направлению врачей-отоларингологов, сурдологов, неонатологов, педиатров, врачей Медицинского центра АВРОРА™ для уточнения диагноза, скрининга слуха, наблюдения за динамикой лечения ребенка, например при остром отите.

Дорогие Родители! Профессиональная своевременная диагностика слуха у детей позволяет своевременно и правильно выбрать тактику лечения и реабилитации ребенка, поможет ребенку с нарушением слуха обучиться речи и стать полноценным членом общества.

Наш многолетний опыт оказания высококвалифицированной слуховой помощи детям поможет вам. Обращайтесь к нам в Медицинский центр АВРОРА®.

За дополнительной информацией о комплексной объективной диагностике слуха у детей обращайтесь в Медицинский центр АВРОРА®.

Запись на прием в Медицинский центр:тел.  (044) 333-43-10, моб. (098) 120-45-16
Запись на прием по SMS:моб. (050) 382-4195
Запись на прием по E-mail:clinica@aurora.ua
Запись на прием через сайтЗаписаться на прием

Источник: https://aurora.ua/ru/sluh/deti/vidy-diagnostiki-sluha-u-detei-nauchnoe-opisanie.htm

Проверяем слух ребенка у врача и дома

Проверка слуха (аудиометрия) — часть обследования слуховой системы, при котором оценивается качество восприятия звуковых волн соответствующими мозговыми центрами.

Звуки, которые слышит человек, являются простой вибрацией воздуха, твердых или жидких веществ в пространстве.

Вибрация порождает звуковые волны, характеризующиеся громкостью (амплитудой) и высотой (частотой). При попадании в ухо звуковые волны преобразуются в нервные импульсы и распознаются в виде звуков.

Процедура проверки слуха позволяет диагностировать патологии слухового аппарата и разработать схему терапевтических действий.

Зачем и когда нужно проверять слух

Нейросенсорная тугоухость нередко является признаком врожденных патологий. Если их не обнаружить у грудничка, то со временем это спровоцирует существенную задержку речевого развития.

Подобная ситуация негативно влияет на процесс обучения и значительно снижает качество жизни малыша.

Чтобы предотвратить возможные проблемы развития ребенка и при необходимости начать своевременное лечение, следует проверять слух новорожденного в первые несколько месяцев его жизни.

Существуют определенные признаки, при наличии которых обязательно необходимо провести оценку звуковосприятия ребенка. К ним относятся:

  • задержка у малыша развития речи;
  • инфекционные болезни, влияющие на слуховой аппарат (корь, менингит и т. п.);
  • недоношенность ребенка или низкий вес при рождении;
  • наличие проблем со слухом у родителей (наследственная предрасположенность);
  • желтуха после рождения;
  • гидроцефалия (повышенное скопление церебральной жидкости в ликворной системе головного мозга).

Корь требует контроля слуха

Методы оценки восприятия звуков ребенком

При возникновении проблем со слуховым анализатором лучше всего обратиться к отоларингологу. С помощью определенных методик и современного оборудования лор-врач сможет установить истинную причину болезни, характер ее течения и степень запущенности.

На сегодняшний день разработано большое количество эффективных тестов, позволяющих определить даже наименьшие отклонения в функционировании слуховой системы:

  1. Тональная аудиометрия. Это самый распространенный тест на проверку слуха, который проводится с помощью специального прибора — аудиометра. Данный аппарат создает чистые тона разных частот, по каждой из которых определяется минимальная громкость звукового сигнала, слышимая пациентом. По результатам исследования строится аудиограмма.
  2. Речевая аудиометрия. Позволяет диагностировать уровень слышимости человеческой речи. Этот тест также проводится с помощью аудиометра, через который подается определенный набор слов, а доктор отмечает, сколько из них пациент правильно услышал.
  3. логический скрининг. Подобная программа позволяет проверить остроту слуха у ребенка еще в роддоме. В ухо грудничка вставляется маленький наушник и замеряется ответная реакция малыша на воспроизводимые звуки.
  4. Исследование реакции ствола головного мозга и слухового нерва на звуки. Проводится с помощью датчиков, прикрепляемых к голове пациента. Датчики позволяют фиксировать изменения электрических импульсов головного мозга при подаче определенных звуков. Данный тест позволяет выявить не только наличие или отсутствие патологических отклонений, но и место их локализации.

Как проверить слух в домашних условиях

Кроме профессиональных методов проверки, существуют способы, позволяющие выполнить процедуру в домашних условиях.

Наличие или отсутствие реакции на звук у ребенка можно обнаружить самостоятельно с первых месяцев его жизни.

Чтобы проверить слух у детей, родителям необходимо следить за тем, как малыши реагируют на звуковые раздражения: обычную речь, музыку, хлопки в ладоши, щелканье пальцами и т. п.

Для проверки слуха у детей до 2 лет используются звуковые игрушки и речь разной громкости, от шепота до окриков. При этом нормальным считается состояние, когда ребенок:

  • поворачивает голову в сторону шума;
  • понимает элементарные слова (например, «нет», «нельзя» и др.);
  • пытается воспроизвести услышанное.

К трем годам ребенок должен:

  • пользоваться лепетными словами;
  • понимать простые просьбы (например, «дай папе мячик»);
  • делать определенные движения на знакомые звуки.

До 6-7 лет проверка функционирования слухового аппарата носит игровой характер, так как в этом возрасте дети легко отвлекаются и не могут подолгу сосредотачиваться на каком-либо предмете или звуке.

Источник: https://gluhihnet.ru/diagnostika-profilaktika/proverka-sluha-rebenka.html

QLor.ru
Добавить комментарий