Тугоухость у детей – симптомы и лечение глухоты у детей

Содержание
  1. Тугоухость у детей: причины, симптомы и признаки, лечение нейросенсорной и кондуктивной формы
  2. Тугоухость у детей, классификация
  3. Причины тугоухости у детей
  4. Симптомы
  5. Диагностика
  6. Лечение
  7. Профилактика
  8. Проблемы со слухом у детей
  9. Классификация нарушений
  10. Проявление нарушений слуха
  11. Время на восстановление слуха
  12. Предупреждение болезни
  13. Устранение тугоухости
  14. Тугоухость у детей: симптоматика и лечение
  15. Причины
  16. Симптомы
  17. Диагностика
  18. Виды и группы тугоухости
  19. Лечение
  20. Ребенок плохо слышит: причины снижения слуха 2-4 степени
  21. Снижение слуха в детском возрасте: возможные причины
  22. Детская тугоухость кондуктивного типа
  23. Симптомы тугоухости нейросенсорного типа
  24. Пути решения проблемы
  25. Глухота и тугоухость у детей: лечение, профилактика и ассимиляция в обществе
  26. Лечение и профилактика глухонемоты
  27. Ассимиляция в общество
  28. Основные симптомы тугоухости у детей – Лечение в домашних условиях

Тугоухость у детей: причины, симптомы и признаки, лечение нейросенсорной и кондуктивной формы

Тугоухость представляет собой состояние, которое характеризуется ухудшением слуха. В результате нередко нарушается общение с людьми.

Данную патологию часто выявляют у детей разного возраста, включая новорожденных. Подобные аномалии могут приводить к нарушению развития речи и другим проблемам.

Потому так важно своевременно принять необходимые меры.

Тугоухость у детей, классификация

Нарушения слуха у детей могут быть разными. В зависимости от происхождения недуга принято выделять врожденную и приобретенную форму тугоухости. По локализации патологии в области слухового прохода существуют такие виды болезни:

  1. Нейросенсорная тугоухость – развивается в результате нарушения работы звуковоспринимающего аппарата. В этом случае возникают проблемы с функционированием слухового нерва, внутреннего уха или центральных областей слухового анализатора.
  2. Кондуктивная тугоухость – наблюдается при поражении звукопроводящей системы. В нее входят слуховые косточки, барабанная перепонка, а также наружное ухо.
  3. Смешанная тугоухость – в данном случае наблюдаются проблемы и с проведением, и с восприятием звуков.

У детей чаще всего выявляют нейросенсорную форму патологии – именно такой диагноз ставят в 91 % случаев. Кондуктивные нарушения составляют 7 %. В остальных случаях дети страдают смешанной тугоухостью.

Виды тугоухости и зоны поражения

В зависимости от тяжести недуга тугоухость может иметь такие разновидности:

  1. Первая степень – ребенок может воспринимать разговорную речь на расстоянии 4-6 м. Шепотную речь ему удается расслышать за 1-3 м. При этом возникают проблемы с восприятием звуков на фоне шума или удаленной речи.
  2. Вторая степень – малыш может слышать разговорную речь на дистанции 2-4 м. Шепот ему удается распознать лишь с 1 м.
  3. Третья степень – разговор можно услышать лишь с расстояния 1-2 м, а шепотная речь не воспринимается.
  4. Четвертая степень – малышу не удается различить разговорную речь.

В зависимости от времени появления проблем со слухом выделяют такие виды тугоухости:

  • прелингвальная – формируется до развития речи;
  • постлингвальная – появляется после того, как ребенок начал говорить.

Причины тугоухости у детей

К основным факторам, которые могут привести к появлению нарушений слуха относят следующее:

  1. У новорожденных детей тугоухость чаще всего становится результатом аномалий в процессе беременности. К ним относятся выраженный токсикоз, гестоз, нефропатия. Также к подобным проблемам нередко приводит анемия.
  2. Проблемы со слухом часто становятся следствием патологий, которые переносит женщина во время беременности.
  3. К развитию патологию могут приводить некоторые лекарственные средства или химические вещества, действующие на организм беременной женщины.
  4. Причина может крыться в родовых осложнениях. В эту категорию входят сильные кровотечения, оперативные вмешательства, преждевременные роды, отслоение плаценты, сложные или стремительные роды.
  5. У детей младшего возраста тугоухость часто развивается после некоторых заболеваний. К ним относят корь, отит, герпетическую инфекцию, краснуху, паротит.

Симптомы

В первые месяцы малыша систематически обследуют и обязательно проверяют его слух. Однако некоторые проблемы могут остаться без внимания. Потому родители должны контролировать состояние своего малыша. Это поможет своевременно заметить проблемы.

К врачу обязательно следует обратиться при появлении таких проблем:

  • ребенок не реагирует на громкие звуки;
  • малыш до 4 месяцев не поворачивается к источникам звука;
  • ребенок до года не произносит никаких слов;
  • малыш не реагирует на людей при их появлении и не откликается на имя;
  • ребенок слышит только отдельные звуки.

В более старшем возрасте могут появиться такие проблемы:

  • ребенок учится говорить слишком медленно или речь его остается невнятной;
  • малыш часто переспрашивает;
  • ребенок может говорить слишком громко;
  • старается включить телевизор громче.

Диагностика

Чтобы выявить заболевание на раннем этапе, нужно вовремя обратиться к отоларингологу. Специалист выполнит осмотр и даст направления на такие исследования:

  1. Тимпанометрия – заключается в обследовании среднего уха, которое базируется на образовании разного давления и оценке реакции на него.
  2. метрия – с помощью данной методики удается определить функционирование слухового аппарата. Эта процедура базируется на подаче звуков разной громкости и частоты. Данное исследование обычно выполняет сурдолог.

Лечение

При появлении симптомов тугоухости у ребенка очень важно как можно раньше начать лечение, поскольку ухудшение слуха может происходить очень быстро. При этом справиться с патологией 1-2 степени намного проще.

Терапия напрямую зависит от формы болезни. Так, двухсторонняя кондуктивная тугоухость обычно лечится оперативным путем.

С помощью хирургического вмешательства восстанавливается структура перепонки и слуховых косточек, что позволяет добиться положительных результатов.

При незначительном повреждении могут быть эффективны такие процедуры, как пневмомассаж перепонки и продувание уха.
Нейросенсорную тугоухость устраняют консервативными методиками.

Для этого используют лекарственные препараты. Для нормализации кровообращения во внутреннем ухе и мозге применяют такие средства, как пирацетам, церебролизин и т.д.

Некоторые лекарства нужно вводить внутримышечно. В отдельных случаях и вовсе показано интратимпанальное введение, которое подразумевает доставку вещества непосредственно во внутреннее ухо. Для этой цели обычно применяют шунты, которые помещают в перепонку.

Для устранения нейросенсорной формы патологии часто используют спазмолитические и сосудорасширяющие средства – но-шпу или папаверин.

Также показано применение лекарств, которые улучшают передачу импульсов по нервным волокнам. К ним относят дибазол, оксазил. Чтобы улучшить обменные процессы в тканях, нужно использовать витаминные комплексы.

Высокой эффективностью обладают такие препараты, как кудесан, эвитол.

Нейросенсорная тугоухость неплохо поддается лечению средствами физиотерапии. Врач может назначить выполнение рефлексотерапии и электрофореза. Если же лечение не помогает, а заболевание прогрессирует, специалист назначает использование слухового аппарата.

Вернуть полноценный слух удастся лишь на начальной стадии болезни при условии своевременной и адекватной терапии. Дети со сложными нарушениями могут освоить язык жестов для общения с другими людьми.

Целью лечения тугоухости является не только улучшение слуха, но правильное развитие речи. Именно поэтому детям с подобными проблемами обязательно назначают занятия с логопедом-дефектологом.

Развивающие методики помогают расширить кругозор ребенка, улучшить мелкую моторику и мышление. С их помощью малыш знакомится с помощью мультиков с такими понятиями, как размер и форма. Также у него формируются навыки чтения, письма, счета.

Дети с незначительными нарушениями слуха могут заниматься без использования слухового аппарата. Если же тугоухость носить выраженный характер и мешает полноценно развиваться, обязательно нужно носить данное устройство.

Доктор Комаровский о снижении слуха:

Профилактика

Чтобы не допустить развития тугоухости у ребенка, очень важно исключить воздействие перинатальных факторов риска. Немаловажное значение имеет своевременное проведение вакцинации детей, профилактика патологий ЛОР-органов, отказ от применения ототоксических лекарств.

Тугоухость является довольно серьезной проблемой, которая нередко наблюдается у детей.

Она может привести к выраженным нарушениям развития речи, что вызовет сложности с адаптацией малыша в социуме.

Потому так важно вовремя начинать лечение данной патологии и четко выполнять все врачебные рекомендации.

Источник: http://gidmed.com/otorinolarintologija/zabolevanija-lor/bolezni-uha/tugouhost/u-detey.html

Проблемы со слухом у детей

Дети, страдающие тугоухостью, имеют трудности с восприятием звуков, в диапазоне нормальной громкости человеческой речи. Дети, рожденные с другими серьезными медицинскими проблемами, чаще демонстрируют симптомы нарушения слуха.

Тугоухость часто не определяется до того, как ребенку исполниться 2, 3 или даже 4 года.

Критический возраст для развития коммуникативных способностей – от рождения до 3-х лет.

Если не поставить диагноз и не начать лечение этой болезни до 6-ти месячного возраста, то это может иметь негативные последствия для развития речевых навыков.

Классификация нарушений

Выделяют 2 основные категории нарушений слуха:

  1. Центральная тугоухость включает проблемы с обработкой информации головным мозгом.
  2. Периферическая тугоухость связана с нарушением устройства слухового аппарата. В свою очередь, периферическое нарушение слуха подразделяется на:

Кондуктивное снижение слуха наиболее распространено среди детей. Оно случается, если блокирована передача звуков через внешнее или среднее ухо. Чаще такая тугоухость развивается в детстве, как результат инфекции. Адекватное лечение, в большинстве случаев, решает проблему.

Сенсоневральная тугоухость означает нарушения передачи звуковой информации от волосковых сенсорных клеток внутреннего уха к нерву, который посылает звуки мозгу.

Сенсоневральная тугоухость бывает врожденной, или приобретенной.

Она возникает от длительного воздействия громких звуков, инфекций, сильного удара головой, как последствие лечения некоторыми препаратами.

Снижение слуха измеряется громкостью звуков, которые человек может услышать без усиления. По степени различают легкую тугоухость, умеренную, среднюю и тяжелую (или полную).

Термин «глухой» применяют, когда человек имеет такую глубокую потерю слуха, что не может общаться с другими людьми посредством только голоса. В этом случае, лечение не всегда эффективно.

Проявление нарушений слуха

Тугоухость может прявиться в любом возрасте. Ее симптомы часто трудно установить, особенно у маленьких детей.

Ниже приведены типичные этапы развития детей с нормальным слухом. Младенцы и маленькие дети с тугоухостью могут отставать в развитии:

  • 0-3 месяца – моргает, вздрагивает, двигается, когда слышит громкий звук.
  • 4-6 месяцев – поворачивает головку на голос, и произносит звуки («оооо», «аааа»).
  • 7-12 месяцев – поворачивает голову в любом направлении, откуда исходит звук, лепечет.
  • 13-15 месяцев – может указывать на предметы, использует слова «мама» и «папа» правильно.
  • 16-18 месяцев – использует простые слова.
  • 19-24 месяца – может указать на части своего тела. Половина слов, которые произносит ребенок, могут понять незнакомые люди.
  • 25-36 месяцев — использует три-пять предложений. Три четверти используемых слов понятны для посторонних.

Тревожные симптомы снижения слуха у детей, это:

  • Прослушивание телепередач на большей громкости, чем остальные дети
  • Стремление сидеть поближе к телевизору, когда для остальных присутствующих громкость кажется нормальной
  • Постоянные просьбы повторить сказанное
  • Сложности с восприятием информации во время урока
  • Проблемы с языком и речью
  • Демонстрация плохого поведения
  • Невнимательность
  • Жалобы на заложенность ушей или слуховые проблемы

Сочетание нескольких таких симптомов может означать необходимость лечения. Очень важно выявить симптомы снижения слуха как можно раньше. В идеале, не позднее 6-ти месячного возраста. Тугоухость часто выявляется, когда у ребенка возникают сложности в учебе.

Во время приема, врач спросит, чем болел ребенок и родители. Он направит на необходимые исследования, и внимательно осмотрит уши ребенка, что бы назначить правильное лечение.

Время на восстановление слуха

Некоторые состояния, связанные с угоухостью, постоянные. Другие — временные. В любом случае, решение проблемы займет не меньше нескольких месяцев.

Предупреждение болезни

Для того, что бы ребенок не страдал тугоухостью, следует соблюдать такие правила:

  • – Внимательное отношение к состоянию здоровья во время беременности
  • – Квалифицированное лечение и последующий уход при инфекциях среднего уха
  • – Избегание воздействия очень громких звуков

Устранение тугоухости

В большинстве случаев, дети должны пройти полное тестирование развития речи и языковых навыков перед тем, как спланировать лечение.

Кондуктивная тугоухость часто можно откорректировать. Иногда требуется оперативное вмешательство.

Сенсоневральная тугоухость корректируется при помощи слухового аппарата. Его могут применять для детей в возрасте от 4-х недель.

Дети с самыми серьезными проблемами слуха способны освоить язык жестов и научиться читать по губам, что общаться с другими.

Результат лечения будет лучше, если обратить внимание на симптомы как можно раньше.

Источник: http://MedKids.ru/tugouxost/problemy-so-sluxom-u-detej

Тугоухость у детей: симптоматика и лечение

Снижение слуха под воздействием различных факторов объединено в понятие тугоухость.

Это заболевание снижает качество уровня жизни, поскольку способность распознавать и интерпретировать звуки необходима для полноценного развития личности с младенчества.

Раннее возникновение болезни вызывает психоэмоциональные дисфункции, затрудняет общение с внешним миром. Тугоухость у ребенка провоцирует и ряд других проблем, затрудняющих многие аспекты жизни.

Причины

Появление и развитие тугоухости зависит от ряда причин.

У новорожденных она обусловлена генетикой, то есть это врожденный патологический фактор, наблюдающийся, в том числе, у детей с ДЦП и синдромом Дауна.

На слух могло повлиять неблагоприятное течение беременности. Внутриутробный период мог быть осложнен следующими негативными явлениями:

  • Вредные привычки (курение, употребление алкоголя и наркотических препаратов).
  • Инфекции, перенесенные матерью в I триместре (краснуха, сифилис).
  • Проникновение через плацентарный барьер антибиотиков и аминогликозидов.

Также тугоухость иногда возникает в результате родовой травмы, асфиксии при обвитии пуповиной или внутриутробной инфекции.

Спровоцировать тугоухость у детей старшего и среднего возраста могут внешние и внутренние причины:

  • Травматические повреждения головы и ушей.
  • Отсутствие должного лечения ЛОР заболеваний.
  • Непереносимость некоторых видов вакцин.
  • Реакция организма на лекарственные препараты.

Важно! Антибиотики и аминогликозиды группы B могут попасть в организм ребенка при грудном вскармливании. Препараты Гентамицин и Канамицин особенно токсичны и вызываю потерю слуха в 80% случаев.

Симптомы

Если заподозрить тугоухость у детей, симптомы будут проявляться так:

  1. Отсутствие реакции на различные звуковые раздражители. Тугоухий ребенок любого возраста не вздрагивает от шума, не реагирует на свое имя, не слышит звуки окружающего мира.
  2. Невнятная речь или буквенная замена, которые развиваются вследствие нарушения звукового восприятия.

Как определить тугоухость у ребенка? Если в полугодовом возрасте малыш не производит членораздельные слоговые звуки, и не определяет источник, откуда идет звук, стоит обратиться к педиатру с жалобой на возможное снижение слуха. Еще симптомами в среднем и старшем возрасте считают постоянное переспрашивание и неуверенные ответы на заданные вопросы, чаще всего невпопад.

Диагностика

Постановка диагноза осуществляется двумя специалистами. Это врач — сурдолог и логопед — дефектолог. Первичная оценка степени тяжести заболевания проводится с применением речевых диагностических методик. Для уточнения степени поражения и определения вида тугоухости применяют:

  • Игровую и тональную аппаратную аудиометрию.
  • Тимпанометрию.
  • Отоакустическую эмиссию (электрокохлеографию, регистрирующую слуховой потенциал).

Эти методы дают возможность классифицировать тугоухость и охарактеризовать тяжесть нарушения слуха.

Виды и группы тугоухости

Для классификации и градации тугоухости специалистами разработано шкала, благодаря которой определяют тип заболевания и степень потери слуха. Ее применение облегчают постановку диагноза.

По виду тугоухости выделяют следующие типы:

  1. Кондуктивный – патологическое строение ушного аппарата.
  2. Нейросенсорная тугоухость связана с повреждением слухового нерва.
  3. Смешанный тип объединяет признаки первых двух видов.

По степени утраты слуха есть 4 категории. I степень — это небольшое ухудшение восприятия звуков, до 40 дБ.

II степень затрудняет четкое распознавание речи на расстоянии в пределах 4 метров, до 55 дБ.

III степень ограничивает слуховое восприятие до разговорной речи, утрачивается возможность различать фоновые шумы, до 70 дБ. IV степень устанавливается при практически полной потере слуха.

Важно! Потеря слуха 3 и 4 степени дает детям право на получение категории ребенок-инвалид.

Лечение

После проведения комплекса мероприятий, направленных на постановку диагноза, врач сурдолог назначает лечение, адекватное виду тугоухости и степени тяжести.

При диагнозе тугоухость у детей, лечение кондуктивной формы может быть проведено путем хирургического вмешательства (мирингопластики или протезирования), с назначением в послеоперационном периоде соответствующих препаратов и физиотерапии.

В случае механической тугоухости слух восстанавливается при извлечении из уха инородного предмета.

Нейросенсорная тугоухость у детей и взрослых является сложной формой заболевания и полностью не излечивается.

В этом случае назначается поддерживающая медикаментозная и физиотерапия.

Также оказываются реабилитационные меры поддержки в виде подбора слуховых аппаратов, компенсирующих звуковую потерю.

Источник: https://otituha.ru/tugouhost/tugouhost-u-detej.html

Ребенок плохо слышит: причины снижения слуха 2-4 степени

По данным Всемирной Организации Здравоохранения тугоухость является серьезной проблемой современного общества – на планете каждый 10 человек имеет снижение слуха.

Что касается детского возраста, то и здесь цифры пугают – 1 новорожденный из 100 страдает тугоухостью врожденной этиологии, к трехлетнему возрасту 3% детей начинают хуже слышать, а к 5 годам этот процент возрастает до 15.

Если ребенок плохо слышит, то у него страдают многие функции и в первую очередь речь.

Малыш поздно начинает произносить какие-то звуки, а если и начинает разговаривать, то его речь непонятна окружающим (звуки «смазаны», исковерканы, буквы «проглатываются») либо обозначение предметов не соответствует действительности.

Очень важно при имеющихся нарушениях слуха у детей провести определенные процедуры, чтобы обеспечить нормальное развитие ребенка. Главным в таком случае является не только лечение, но и определение причины, которая спровоцировала снижение слуха. Что предпримет врач:

  1. Установка причины тугоухости.
  2. При имеющейся возможности провести ряд лечебных мероприятий, чтобы избавиться от причины тугоухости.
  3. Своевременно и грамотно подобрать слуховой аппарат.
  4. Проводить комплексные занятия, которые будут улучшать общее развитие ребенка, несмотря на имеющуюся тугоухость.

Снижение слуха в детском возрасте: возможные причины

Вообще, в медицине рассматривается несколько факторов, приведших к тугоухости в детском возрасте или у новорожденных. И врачам важно точно определить провоцирующий фактор как можно раньше – во многих случаях слух ребенка удается восстановить практически на 100%.

Что провоцирует снижение слуха у ребенка:

  • инфекционные заболевания – грипп, корь, осложнениями которых являются патологические изменения во внутреннем ухе (в частности, поражению подвергается слуховой нерв);
  • патологии среднего уха воспалительного характера – чаще всего к рассматриваемому состоянию приводит отит, протекающий в острой или хронической форме;
  • прободения барабанной перепонки – дети слишком часто засовывают различные предметы в уши (это могут быть спички, пуговицы, мелкие детали от конструктора и так далее), что приводит к разрыву барабанной перепонке, образованию на ней рубцов и грубых сращений.

Отдельно стоит упомянуть тугоухость у новорожденных детей – ее диагностируют непосредственно в роддоме.

Такой тип рассматриваемого патологического состояния может развиться у малыша в том случае, если мама во время беременности переболела опасными инфекциями – к таковым относятся грипп, токсоплазмоз, краснуха, герпес.

Как правило, врожденная тугоухость протекает в тяжелой форме, но по статистике именно это нарушение слуха в детском возрасте встречается крайне редко.

Чаще всего снижается слух с годами, родители и врачи, как правило, не распознают тугоухость на ранней стадии развития и поэтому диагноз ставится не сразу, а лечение начинается с опозданием.

Детская тугоухость кондуктивного типа

Обычно причиной развития такого вида нарушения слуха является воспалительный процесс, протекающий в среднем ухе – отит, протекающий в хронической форме.

Тугоухость такой степени может развиться на фоне серной пробки – это самая безобидная причина снижения слуха у ребенка, потому устраняется одним посещением ЛОР-врача.

В кабинете специалиста серная пробка удаляется путем промывания, слух восстанавливается практически сразу.

Симптомы тугоухости нейросенсорного типа

В этом случае отмечается патологическое поражение слухового анализатора нервной системы. Часто тугоухость у новорожденных диагностируется на фоне гидроцефалии, при родовой травме или перинатальной патологии.

Рассматриваемый вид тугоухости в детском возрасте может протекать в разной тяжести:

  • Симптомы первой степени – малыш абсолютно не слышит тихие звуки, а обычную разговорную речь взрослых ребенок не сможет различить в шумной обстановке. В обычных условиях ребенок с 1 степенью нейросенсорной тугоухости слышит разговорную речь с расстояния 6 метров, а шепот – с 1-3 метров. При развитии рассматриваемой степени тугоухости у ребенка обязательно будут присутствовать нарушения речи, малыш постоянно переспрашивает взрослых.
  • Симптомы второй степени – ребенок не различает средние и тихие звуки. При обследовании врач выявит, что обычную разговорную речь малыш услышит только с четырехметрового расстояния, а шепот – только при условии произношения звуков возле самого уха. Ребенок достаточно плохо разговаривает, его ответы на вопросы взрослых заключаются в словах «да/ нет/ не знаю».
  • Симптомы третей степени – ребенок абсолютно не слышит шепот, а обычную разговорную речь различает только с метрового расстояния. Малыш с третьей степенью нейросенсорной тугоухости начинает разговаривать очень поздно и непонятно. Он редко реагирует на обращенную к нему речь, только если ему не прокричать что-то возле уха.
  • Четвертой степени – ребенок практически ничего не слышит, его речь не развивается абсолютно. Такое состояние граничит с полноценной глухотой.

Пути решения проблемы

В некоторых случаях, если причиной рассматриваемого состояния являются не патологические поражения слухового отдела нервной системы, врачи назначают детям комплексное лечение. Оно подразумевает:

  • введение лекарственных препаратов – назначают сосудистые средства, ноотропы, витамины группы В, мочегонные травы (снижение внутричерепного давления), но в строго индивидуальном порядке;
  • проводят курсы рефлексотерапии микротокового характера – активизируются речевые зоны головного мозга, улучшается кровоснабжение улитки внутреннего уха, нормализуется тонус сосудов головного мозга;
  • специализированные занятия с логопедом, который не только «ставит» речь малыша, но и исправляет дефекты в произношении отдельных звуков, посещение курса лечения у психолога – это поможет улучшить развитие ребенка, даст ему шанс нормально разговаривать и понимать обращенную к нему речь, стать обучаемым и социально адаптированным.

Если же лечение не дает улучшения, то ребенку будет подбираться слуховой аппарат. Это происходит в индивидуальном порядке, с учетом многих факторов.

Если у новорожденного появились симптомы тугоухости и началось снижение слуха, это не повод записывать его в инвалиды и лишать нормальной жизни, помещая в специализированные интернаты. Современная медицина может предложить эффективное лечение, а опытные логопеды и психологи подготовят ребенка к социуму, обеспечат ему полноценную жизнь и общение со сверстниками.

Источник: http://GorloUhoNos.ru/uho/deti-uhsi/rebenok-ploho-slyshit.html

Глухота и тугоухость у детей: лечение, профилактика и ассимиляция в обществе

Сейчас, во взрослом возрасте, трудно себе представить – отсутствие речи у человека. И полное отсутствие речи. Когда человек не понимает ни слова, ни жеста, и не знает, что ему делать, как ему не объяснять.

Да что же это такое?! Да, именно «безумными» так в древности называли глухих с рождения детей и совершенно не уделяли им внимания.

Чего возиться с глупцом, если он всё равно ничего не понимает?! А во взрослом возрасте глухие становились глухонемыми, это когда глухонемой уже не мог сам произнести ни звука.

Да, ые связки у глухого переставали работать, вследствие их полной ненужности и неупотребления. Приходила полная глухонемота.

Со временем в обществе стали понимать, что никакой речи нет у человека от природы с самого его рождения, а формируется речь, или вторая сигнальная система, в раннем детском возрасте.

Никак речь не может развиваться у ребёнка, если к нему не поступают звуковые сигналы, нет у него никакого звуковосприятия. Вот и в древности так же относились к глухонемым, как к тяжёлой степени слабоумия.

В Древнем Риме глухонемые лишались всех прав собственности и находились на иждивении, как недееспособные безумцы. В Средние века, понятно, что тоже ничего не изменилось, ведь «Сначала Было Слово».

Лишь в конце XVIII века в Европе стали появляться школы для глухих детей, где их стали пытаться обучать общению между собой на основе жестов. Но для развития полноценной речи у глухих детей было ещё очень далеко.

Лишь в XX веке стали появляться речевые обучающие системы на основе буквенных азбук для развития речи в раннем детском возрасте. А потом был разработан дактиль, это речь на основе пальцевых знаков азбуки.

В современном мире приступают к обучению глухих детей в раннем детском возрасте, желательно начинать с одного года.

Так как все дети в этом возрасте нуждаются в постоянном родительском уходе, то ранние обучающие программы подбираются с учётом особенностей самих родителей, которые дома самостоятельно должны приступать к занятиям со своим малышом.

Да, приходится подстраиваться самим родителям под эти обучающие программы, чтобы изначально сформировать у глухого ребёнка повышенное внимание к обучающим методикам.

Лечение и профилактика глухонемоты

Кто назначает эти компенсаторные мероприятия по развитию речи у глухих? Так, сейчас во всём мире принято создавать сурдологопедические службы для неотложной помощи глухим с детства людям. Или слухоречевые кабинеты, в состав которых входят, кроме ЛОР-врачей, ещё сурдопедагоги и детские психиатры.

А не заниматься назначением «чудодейственного» лечения и профилактики с выдачей собственных несбыточных обещаний о возможностях научно-технического прогресса с кохлеарными имплантами… Понятно, что впоследствии «спасибо» тому врачу не придётся дождаться, когда неопытные наивные родители поймут, сколько было ими упущено безвозвратного времени для возможностей развития интеллекта своего ребёнка из-за этого неука, мнящего себя «чудо» — врачом.

Да и понимать бы нужно, что не зря в государствах всего мира имеются эти бесплатные кабинеты для изначальной помощи глухим, чтобы у них была возможность стать полноправными членами общества.

Как устанавливается диагноз глухоты у детей младшего возраста? Да, в слухо-речевых кабинетах сидят достаточно опытные врачи, которым труда не составляет даже по громкому плачу малыша в коридоре, уже определить отсутствие слуха у ребёнка.

Как так, по голосу малыша определить отсутствие у него слуха? Да, сколько легенд впоследствии ходило во времена «практикующего» чудо-лекаря Джуны, например?! Когда она принимала и назначала особенно-чудесное своё «лечение» детям, у которых врачи ошибочно диагностировали уже настоящую «глухоту» на оба уха?! Неправда, далеко не всех Джуна принимала за «глухих» детей, а лишь тех, у кого был голос, соответствующий нормальному слуху ребёнка, а только тем Джуна и назначала своё лечение от «глухоты», хотя бы и безвредное, но за соответственно высокую плату и дальше «гарантированно» излечивала «слух», если малыш имел «глухоту» центрального характера. То есть детские мозговые центры по какой-то причине не воспринимали обращённую к нему речь. А крик глухого ребёнка был слышен издалека, и тех родителей Джуна к себе и близко не допускала с помощью своих охранников.

Вследствие этого, родителям не следует обольщаться, когда врач начинает им демонстрировать, негромкий хлопок в ладоши за спиной ребёнка и он выражено на хлопок реагирует. Или ребёнок резко оборачивается на врача, топнувшего неожиданно ногой за его спиной.

Это всего лишь идёт проверка на уже сформированные у малыша другие органы восприятия окружающего мира, что подразумевает сохранность интеллекта.

Да, вроде бы как в игрушки приехали родители поиграться с ребёнком в такую даль?! Да, только в игровой форме и возможно общение с детьми вообще, а с глухими — так и подавно.

Да, для того детские психиатры занимаются с детьми в составе слухо-речевых кабинетов, чтобы определить состояние не только слуховой функции ребёнка, но и состояние его интеллекта.

А при отсутствии возможностей обучения у ребёнка, то есть даже при наличии нормального слуха у плохо реагирующего на речь ребёнка, вполне лучше усадить это дитя в учебное заведение с развивающими интеллект программами для глухих детей без выявления причины, чем оставить его вообще без обучения. То есть, с ребёнком будут заниматься сурдо-педагоги, как со вполне умственно-нормальным и вполне есть надежда, что начнёт формироваться интеллект в учебном заведении, чем ребёнка сразу бы отправляли в психоневрологический интернат для слабоумных. И такие случаи в практике весьма распространены. Намного же это лучше для совести врача, немножечко «ошибиться» в диагнозе, чем сразу отправлять детей в психоневрологические интернаты, где к ним будет отношение, как к слабоумным дуракам?! Не знаю сейчас, что тому стало причиной, но среди «воспитанников» психоневрологических интернатов стали обнаруживаться во взрослом возрасте не только вполне интеллектуально сохранные люди, но и со вполне достаточным слухом даже для обучения в общеобразовательных школах на первой парте со слуховым аппаратом… Это означает, что в той российской местности совершенно отсутствуют слухо-речевые службы, и психиатры зачем-то обрекли интеллектуально-сохранного ребёнка на пребывание в положении идиота на всю его оставшуюся жизнь?! По какой-то такой причине врачебной некомпетентности или личной предвзятости, и оказывались глухие и слабослышащие дети в психоневрологических диспансерах, где вырастали, вопреки «прогнозу» врачей или благодаря заботам санитарок во вполне разумных людей?! Моё личное мнение, что нужно во всех случаях задержки речевого развития у детей, вне зависимости от причин задержки в формировании второй сигнальной системы, все же лучше его пристроить к специалистам в педагогике, хотя бы и для глухих детей, чем оставлять ребёнка совсем без всякой педагогической помощи.

И что, кроме методичек по обучению родителей к общению с глухим ребёнком ничего нет?! Например, профессор назначит самые лучшие лекарства, или операцию там какую-никакую бы сделать?!

Ну, за лечением от глухоты вообще необязательно было бы куда-то там ехать. В любой поликлинике присутствует невропатолог, который в состоянии назначать наилучшие лекарства от неврита. Да, именно от неврита восьмой пары черепно-мозговых нервов, как и в случае с другими невритами.

А они, невропатологи, не назначают лечения, им всем давно известно, что невриты первой, второй, восьмой пары черепно-мозговых нервов никакому лечению не поддаются.

Да, есть и такие, кто уже после консультации в слухо-речевом кабинете пытаются лечить глухого, но это лишь для самоуспокоения родителей, а не для пользы самого ребёнка.

А вот на этот способ лечения глухоты стоило бы обращать родителям особое внимание, кто бы им об этом ни говорил: об аденоидах. Да, многим известны рассказы о вылеченной глухоте у маленьких детей, которую излечила какая-то чудо-операция по удалению аденоидов.

Да, наличие аденоидов у глухих и слабослышащих детей является абсолютным показанием к операции аденотомии. Родители обязаны понимать, что аденоиды у детей смотрят пальцем на приёме у ЛОР-врача в кабинете, а не где-то там в другом месте у наилучших чудо-знахарей.

И никакое другое лечение, кроме операции аденотомии, к аденоидам не имеет никакого отношения. После осмотра на предмет аденоидов у ЛОР-врача их все же лучше удалить, а не заниматься лечением лимфоидной ткани и у нормально слышащих детей, а уж у глухих – следует обязательно им удалять аденоиды.

В трёхлетнем возрасте все глухие дети должны уже сидеть в начальной детской школе за партами. Раньше, такие сурдопедагогические интернаты были созданы на основе постоянного проживания трёхлетних детей.

Сейчас уже имеются в городах круглосуточные группы для глухих и слабослышащих детей на основе детских садиков, где с глухими детьми занимаются подготовленные сурдопедагоги. Да и родители тоже принимают деятельное участие в обучении своих детей в их свободное от обучения время.

Поэтому возможно поступление детей в такие группы в более раннем детском возрасте.

Ассимиляция в общество

Дальше глухие дети обучаются в школах для глухих и слабослышащих, и поступают в высшие учебные заведения, получают профессии, создают семьи, обзаводятся детьми, водят собственные автомобили.

И тут уже совершенно родителям не о чем дальше беспокоиться, даже если их глухой взрослый ребёнок себе в пару подберёт такого же глухого супруга.

По статистике, в семьях глухих родителей рождение глухих детей наблюдается отнюдь ничуть не чаще, чем в семьях нормально-слышащих родителей.

Этот феномен объясняется наличием множества разных форм наследственной глухоты, которые практически всегда имеют мало шансов встретить такое же себе подобное в природе, чтобы проявиться фенотипически.

Мне довелось когда-то давно общаться с многодетными родителями, у которых из шести детей, трое не имели никаких остатков слуха с самого рождения. Когда у них впервые родился глухой ребёнок, родители прошли медико-генетическую консультацию.

По заключению которой, вероятность рождения глухого ребёнка у этой супружеской пары составляла 50%.

Но они отнеслись к прогнозу совсем не легкомысленно, а приняв как должное, что все их дети такие же разумные, как и остальные разумные люди в этом мире, и дали жизнь остальным своим детям.

Да, если человек лишён слуха, то это вовсе не означает, что он также лишён мышления, талантов, одарённости и гениальности в том числе. Просто родителям следует изначально вложить всю свою заботу и любовь к маленькому человеку в его обучение, чтобы помочь ему в дальнейшем устроиться в это общество нормально слышащих людей.

А со своими нормально слышащими детьми у глухих родителей совершенно нет никаких проблем, даже если у их детей при нормальном слухе имеется некоторая задержка речевого развития.

Здесь всего лишь необходимо компенсировать дефицит ого общения с ровесниками в обычном дошкольном учреждении.

Речь у них давно уже имеется, они прекрасно общаются со своими глухими родителями на основе дактиля, просто у них не было речевой тренировки голосом, что в детском коллективе произойдёт само собой в очень быстрой форме.

Иногда может быть и глухим родителям придётся, для преодоления бюрократических проволочек, самим обратиться опять в тот же самый слухо-речевой кабинет за бюрократической справкой-направлением своего нормально слышащего ребёнка в нормальный детский коллектив.

А как же широко разрекламированное чудо современности кохлеарная имплантация?! Нет, уважаемые родители, это вам отнюдь не вставные зубы. А некоторая помощь для развития внятной ой речи у глухого ребёнка в возрасте с шести лет.

Никакой это не слух в вашем понимании, а будет более лёгкая постановка ой речи ребёнка вместе с сурдопедагогом, хотя опытному сурдопедагогу и раньше, ещё до появления операции кохлеарной имплантации, вполне удавалось поставить ую речь глухим детям неотличимую от слышащих людей. Впрочем, когда ваш ребёнок достигнет возраста шести лет, в котором возможна эта операция, то вы уже будете общаться с родителями более старших детей, уже перенёсших эту операцию. Все слухоулучшающие операции детям, как и слухопротезирование в нашей стране бесплатны. По глухоте полагается третья группа инвалидности и не более того. Поэтому все взрослые глухие люди объединяются в ВОГ (всероссийское общество глухих), к которым и родителям глухих детей следует обращаться за консультациями, не только лишь к одним врачам. А в обществе глухих, которые уже могут рассказать, чем им помогло то или иное врачебное вмешательство в их жизнь. Впрочем, сейчас и в интернете можно найти рассказы глухих людей о своих трудностях.

А если, помимо глухоты, у ребёнка есть ещё и слепота?! Да, те же самые приёмы формирования речи на основе дактиля и азбуки Брайля, на основании осязания формируется педагогами вторая сигнальная система речи. Только обучение человека речи формирует сознание человека.

 ЛОР — врач, Людмила Борисовна Кисиль

Источник: https://UhoLOR.ru/deti/gluhota-i-tugouhost-u-detej

Основные симптомы тугоухости у детей – Лечение в домашних условиях

Такое патологическое состояние, как тугоухость у детей, симптомы которого выражены снижением слуха разной степени, встречается довольно редко. Тугоухость — это патологическое состояние, что приводит к затруднению восприятия, распознавания окружающих звуков и речи людей.

Симптомы тугоухости проявляются достаточно четко, так как дети, которые страдают от этой проблемы, не реагируют адекватно на голос матери, музыкальные игрушки и не способны распознать звуки низкой громкости. Подобное нарушение работы слухового аппарата ребенка нередко становится причиной отклонения речевого и психического развития.

Методы классификации тугоухости у детей

Под термином «тугоухость» в медицинской практике понимается нарушение слуховой функции, при которой распознавание звуков затруднено, но при этом в некоторой степени все же сохраняется.

Врожденные пороки развития слуховых органов составляют всего 0,3% от всех случаев тугоухости.

Известно, что в большинстве своем снижение слуховой способности наблюдается у детей в период от 1 до 3 лет, то есть в период активной фазы развития интеллекта и речевой функции ребенка.

Раннее выявление проблемы и начало лечения позволяет снизить риск неблагоприятного развития патологии.

Существует множество подходов к классификации такого патологического состояния, как тугоухость.

В первую очередь подобное патологическое состояние может быть врожденным или приобретенным. В зависимости от расположения в слуховом анализаторе повреждения выделяются:

  • Сенсоневральная тугоухость. Подобный вариант, как правило, наблюдается у детей, имеющих нарушения в работе звуковоспринимающего аппарата, т. е. слухового нерва, внутреннего уха или отдела центрального слухового анализатора.
  • Кондуктивная тугоухость Подобный вариант появляется вследствие повреждения наружного уха, слуховых косточек или барабанной перепонки
  • Смешанная тугоухость. При таком варианте есть признаки как повреждение органов, отвечающих за звукопроведеніе, так и отделов, отвечающих за звуковосприятие.
  • Примерно в 90% случаев диагностируется сенсоневральная тугоухость, в то время как на другие виды этого патологического состояния приходится примерно 10%.

    Существует классификация, что позволяет оценить степень выраженности отклонения от нормы.

    Для выявления степени тугоухости у ребенка используются методы речевой и тональной аудиометрии.

    При 1 степени тугоухости (в пределах 26-40 дБ) ребенок хорошо слышит разговорную речь, находясь примерно в 4-6 м от разговаривает, в то время как заметный шепот на расстоянии 1-3 м. При более удаленном расстоянии или наличии посторонних шумов ребенок не способен различить речь.

    При 2 степени тугоухости (в пределах 41-55 дБ) ребенок способен различать разговорную речь на расстоянии 2-4 м, а шепот — менее 1 м.

    При наличии 3 степени тугоухости (в пределах 56-70 дБ) разговорная речь заметна только на расстоянии 1-2 м, в то время как шепот совсем не заметен.

    При 4 степени тугоухости (в пределах 71-91 дБ) ребенок не может различить разговорную речь даже в пределах 1 м.

    Нарушения слуха в пределах выше 91 дБ диагностируется как глухота.

    В зависимости от времени появления признаков тугоухости все случаи могут быть разделены на прелінгвальние и постлінгвальние.

    Прелінгвальная тугоухость проявляется еще до того, как ребенок начинает говорить, в то время как постлінгвальная развивается в период, когда ребенок уже может произносить слова.

    Основные причины тугоухости у детей

    В настоящее время нет точных данных относительно причин, способных вызывать тугоухость у детей. В то же время по мере изучения этого патологического состояния был выявлен ряд факторов.

  • Негативное влияние внешних факторов на внутриутробное развитие плода. Формирование органов слуха происходит приблизительно на 3-4 месяце беременности, но если в этот период мать переносит инфекционное или другое тяжелое заболевание это может отразиться на процессе формирования органов слуха негативным образом.
  • Генетические отклонения. Сравнительно недавно учеными был обнаружен ряд генов, которые в той или иной степени могут влиять на остроту слуха. При домінантноюпередачі таких генов тугоухость может прослеживаться в нескольких поколений одной семьи. При наличии таких генов диагностируется врожденная тугоухость.
  • Соматические болезни у матери. К таким заболеваниям относится сахарный диабет, нефрит, тиреотоксикоз и т.д.
  • Нездоровый образ жизни матери во время беременности.
  • Родовая травма и наркоз во время беременности.
  • Гемолитическая болезнь новорожденных. Это состояние характеризуется несовместимостью резус-факторов крови матери и ребенка, что приводит к резуз-конфликта и нарушения развития плода.
  • Преждевременные роды. При преждевременных родах, как правило, слуховой аппарат ребенка уже полностью сформирован, все же гипоксия, возникающая у ребенка при появлении на свет до нужно срока, может негативно отразиться на слуховом аппарате.
  • Осложнения после перенесенных заболеваний. Наиболее часто у детей развивается тугоухость после перенесенной краснухи, гриппозной инфекции, свинки, кори, сифилиса, герпеса и т.д.
  • Как понять, что ребенок страдает тугоухостью?

    роль в деле диагностики тугоухости отводится наблюдениям родителей.

    В случае если у ребенка в возрасте 4-х месяцев отсутствует реакция на громкие звуки, в 4-5 месяцев нет предречевой вокализации, в 5-9 месяцев имеет место неспособность определить источник звука, а в 2 года нет сформированного словарного запаса, может быть диагностирована тугоухость.

    У детей старшего возраста может наблюдаться неспособность правильно реагировать на речь, обращенную к ним сзади при этом дети часто переспрашивают, а для понимания языка ребенку необходимо видеть губы говорящего.

    Еще одним явным симптомом имеющейся тугоухости является недоразвитость речи. Как правило, наблюдается выраженное затруднение в различении фонем и морфем, а также полиморфное нарушение звукопроизношения.

    Кроме всего прочего, нередко у детей является крайне ограниченный словарный запас, а кроме того, выявляется несформированность лексико-грамматического строения и грубое искажение звуко-слогового строения слов.

    Методы устранения тугоухости

    При наличии подозрения на тугоухость следует получить консультацию у педиатра, неонатолога и детского отоларинголога.

    Существует масса тестов, позволяющих определить наличие тугоухости даже у детей 3-4 месяцев и назначить адекватное лечение. Для выявления причины патологии, а также степени ее развития и особенности могут применять следующие методы диагностики:

    • отоскопия;
    • игровая аудиометрия;
    • тональная пороговая аудиометрия;
    • тімпанометрія;
    • камертональне исследования слуха;
    • отоакустичної эмиссия;
    • регистрация слуховых потенциалов;
    • електрокохлерографія.

    Лечение тугоухости проводится с помощью методик, оправданность применения которых в отдельных случаях может быть определена только после проведения полноценного обследования и выявления всех особенностей развития патологии. К методам реабилитации и лечения относится медикаментозная терапия, функциональное и хирургическое вмешательство и физиотерапия.

    В некоторых случаях для устранения нарушения слуха достаточно удалить инородный предмет или серную пробку из уха, в то время как в других случаях требуется комбинация методов воздействия, чтобы достичь положительной динамики.

    При обнаружении дефекта слуховых органов, что имеют место при кондуктивной тугоухости, проводится слухополіпшуючих операция, например, тимпанопластика, мирингопластика или протезирования слуховых косточек.

    Лекарственная терапия назначается в зависимости от этиологии тугоухости.

    При нарушении слуха в результате сосудистой недостаточности назначаются препараты, способствующие улучшению кровоснабжения уха, а также церебральной гемодинамики.

    При інтоксикаційним поражении слухового аппарата назначается дегидратационная, детоксикационная и метаболическая терапия.

    Как средство реабилитации используется слухопротезирование за счет установки кохлеарного имплантата.

    Источник: http://ok-doctor.xyz/osnovnye-simptomy-tygoyhosti-y-detei/

    QLor.ru
    Добавить комментарий